#Политика

Народ-ребенок?

2009.11.12 |

Доренко Сергей

«Вы хотите, чтобы в рамках абсолютной демократии победили нацисты? Вы согласны, что если всем участникам политического процесса в России дать равные доли телеэфира, то победят самые мрачные силы, от которых вам придется бежать за границу?»

Я сидел в кафе и отвечал на вопросы близкого ко Двору политического обозревателя. Спорить было трудно. «Образованные классы в России вот уже много веков боятся народа, — говорил он. — А что, нет? Вам нравится, что хам больше уже не в электричке, что хам теперь у нас сверкает зубом из «Порше Кайен»? Не лицемерьте — повторите за мной: «Как отвратителен средний класс».

Я сопротивляюсь придворному обозревателю: «Вы сами вытеснили сознательных людей из сферы политики, превратили их в счастливое быдло. Вы отрубили ножки ребенку, который не умел еще ходить, а теперь укоряете свою жертву. Вы лишили их возможности дискуссии, вы отняли у них взгляд за горизонт, вы превратили их в сообщников клептократической власти». И так далее.

И мы оба недоговаривали.

Не было же никакого обманутого народа. Ни сейчас, ни в прошлом веке, ни в позапрошлом. Мы оба говорим об умозрительной категории. Народ не субъект истории. Элиты в России играют так, будто народ даже и не объект. Его игнорируют начисто. Марксисты попробовали не игнорировать и пообещали землю. Народ включился в делание истории и вернул крепостничество. Правда здорово? Он сам отказался от субъектности. Всякий раз, когда нашему народу дают волю, он выбирает ответственное патерналистское рабство в духе «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя. «Удалое, разухабистое, богатырское рабство», — характеризует Алина Витухновская.

Тогда, может быть, правильно относиться к народу-ребенку с жалостливым сочувствием, с трогательной любовью? Гордиться им даже, ведь речь о геройском ребенке, способном к высочайшей жертвенности ради Отца? Может быть, правильно научить народ-ребенка читать и писать, пользоваться ножом и вилкой и сливать за собой воду в клозете, но не требовать от него слишком многого. Не ставить его перед необходимостью ответственных решений в сложных парадигмах. Представьте, вы спрашиваете ребенка, хочет ли он заниматься фортепьяно или игрой на гитаре. А теперь представьте, что вы спрашиваете ребенка, предпочтет ли он амфетамин или морфины. Это педагогично? А кто решает, что спрашивать? Взрослые? А кто взрослые? Америка? Европа? Кремль? Шестидесятники? Иная интеллигенция? Вы же понимаете, что решает не сам ребенок, а то он хрен знает чего нарешает. Правильно? И мы демократы после этого? Мы злимся на Путина за то, что он не привлекает нас к воспитанию обожаемого народа-ребенка, что он его портит и растлевает. Потому что Путин понабрал ребеночку в воспитатели не аристократов духа вроде нас с вами, а недалеких наперсточников, правильно? А сами-то мы — мы готовы отдать безраздельную власть дитяте-имбецилу с нацистскими тараканами в голове? Мы действительно готовы дать ему фармацевтически чистую свободу?

Ну не настолько, мы же тоже его побаиваемся, понятное дело, к демократии его надо готовить. Мы бы готовили — важен вектор, который сейчас совсем в другую сторону. Мы постепенно дали бы ребенку вырасти под нашим педагогичным, меритократическим надзором, а потом с гордостью хлопали бы в ладоши, когда он, совсем уже демократически зрелый, выбрал бы Терминатора. Так?

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share