Государственный музей искусств имени Савицкого в узбекском городе Нукусе, созданный в советские шестидесятые, знаменит сегодня на весь мир. Здесь хранится огромная коллекция картин русского и сопутствующего ему «туркестанского» авангарда 20-х — 30-х годов XX века. Создал музей московский художник, подвижник и аскет Игорь Витальевич Савицкий. О его жертвенной работе директора-собирателя, спасшего тысячи произведений «нецензурного» искусства и умершего в 1984-м, написаны диссертации и книги, сняты фильмы. Четвертого сентября легендарному Савицкому исполнилось бы 100 лет. Но правительство Узбекистана решило испортить празднование юбилея, как будто специально подобрав момент для исключительного скандала.
«Ушли» силой
Две недели назад директор музея Мариника Бабаназарова, с именем которой судьба и лицо музея ассоциируются последние тридцать лет, была уволена приказом министра. Обстоятельства увольнения до конца неизвестны, ясно одно: Бабаназарову «ушли» силой, а предшествовала отставке грязная анонимка, опубликованная на веб-сайте компроматов и обвиняющая директора в тиражировании подделок.
Мариника Маратовна стала требовать восстановления на работе. Социальные сети взорвались петициями против увольнения директора. В защиту Бабаназаровой выступили сотни ее друзей и коллег, даже те, от кого еще вчера трудно было ожидать какого-либо открытого протеста. Публичный протест в Узбекистане это вообще такая экзотика: выступить против воли начальства — значит гарантированно положить конец своей карьере и даже личной безопасности.
Власти, в свою очередь, выложили козырь — совершенно в логике авторитарного режима. Через неделю после увольнения Бабаназаровой Служба национальной безопасности страны (аналог российской ФСБ) возбудила уголовное дело по факту пропажи из Нукусского музея пяти картин известных авторов. Некий «эксперт», вооруженный ультрафиолетовой лампой, якобы обнаружил, что полотна заменены подделками.
Таких же «экспертов» мы видели и в деле известного ташкентского фотографа Умиды Ахмедовой, осужденной за «оскорбление национальных традиций», и в делах опальных журналистов, обвиняемых к клевете.
Дело в том, что в Узбекистане — и это заявляют признанные международные специалисты — просто-напросто нет никакой ни интеллектуальной, ни материально-технической базы для проведения экспертизы картин. Полотна надо или вывозить в «Русский музей» (самое авторитетное хранилище авангарда советских времен), или приглашать профессионалов для работы в Ташкенте. Но если «эксперты» сами фальшивят, а обвинение изначально базируется на лжи и тенденциозности, то кому это нужно?..
«Меня поспешно выбросили, чтобы отдать музей на растерзание мелких мошенников», — пишет Мариника Бабаназарова в открытом письме-обращении к министру культуры Узбекистана. Это похоже на правду: руководитель проверяющей комиссии сообществу искусствоведов неизвестен, а один из «экспертов» — владелец сети антикварных магазинов и арт-кафе (Sic!). Кроме того, во время работы комиссии в музее неожиданно и вопреки воле коллектива сменили охрану, а наскоро назначенным новым руководителем музея стал совершенно посторонний человек.
Тихий разгром?
Музей хотят превратить в кормушку, считают члены «группы поддержки» Бабаназаровой — известные ташкентские художники, искусствоведы, журналисты и писатели. Их аргумент: главное, что сделала Бабаназарова за эти годы, — сохранила уникальную коллекцию, не дав распродать и растащить ее ни в смутные девяностые, ни в жадные двухтысячные. В то время как из других художественных собраний Узбекистана картины пропадали сотнями. Например, главный хранитель и реставратор Государственного музея искусств в Ташкенте пятнадцать лет подряд подменяли полотна подделками, продав в итоге 278 картин. Исчезла серия работ из Ангренской галереи чудесного советского футуриста Виктора Уфимцева. Где находится сегодня большинство из них — неизвестно. Но некоторые из исчезнувших картин, к примеру, были обнаружены два года назад на женевской вилле дочери узбекского президента Гульнары Каримовой.
Очевидно, что такой массовый «экспорт» живописи не мог бы быть налажен без покровительства со стороны высоких государственных персон. Узкому кругу друзей музея известно, что в кабинете его директора нередко появлялись людьми с толстыми кошельками, открыто предлагавшие продать конкретные картины. Мариника Бабаназарова никогда не соглашалась, и из нукусского хранилища, в отличие от других музеев, не исчезло ни одного произведения.
Эксперт Школы Восточных и Африканских исследований Университета Лондона Алишер Ильхамов считает: судьба музея Савицкого «выходит за рамки суверенитета одной страны, хотя музей и является национальным достоянием Узбекистана». Для России же эта коллекция «имеет особое значение» поскольку «содержит ту часть генофонда российской культуры, которая исчезла бы в сталинскую эпоху, если бы не подвижничество Савицкого». Поэтому россияне должны быть уверенны: если даже коллекция Савицкого и останется навечно собственностью Узбекистана, она не будет растащена и распродана на черном рынке произведений искусства.
Между тем опасность именно такого поворота событий, полагает Алишер Ильхамов, «резко возросла в последние несколько дней»: «Пора бить в набат, чтобы не произошло самое худшее — тихий и поэтапный разгром нукусской коллекции».
Четвертого сентября, в день празднования 100-летнего юбилея Савицкого, французское и американское посольство в Ташкенте распространили пресс-релизы в которых прямо говорится: работой Мариники Бабаназаровой можно и нужно гордиться. А вот дипломатическая миссия России, глава которой также присутствовал на юбилейных торжествах в Нукусе, ни словом о Бабаназаровой не обмолвилась.
Фото: uzbekintour.com