Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ) — не просто очередная, а дважды юбилейная: двадцатая по порядковому номеру плюс отмечающая 30-летие с момента проведения первого подобного мероприятия (бывали годы, особенно в начале 90-х, когда ярмарки не проводились). Самое время поговорить о том, что изменилось в ярмарочном деле в целом и в обустройстве ярмарки в частности.
Сначала о цифрах. Общая выставочная площадь двадцатой ММКВЯ — 31 900 кв. м (против 30 тысяч в прошлом году и 26 тысяч в позапрошлом). Много это или мало? Это — предел возможного. Потому что уже давным-давно в главном ярмарочном павильоне — № 57 — нечем дышать (это я о посетителях, а каково тем, кто в этой жаре и духоте должен находиться полный рабочий день!). В 20-м чуть полегче, но редкая птица без особенной надобности туда долетит, а все эти дополнительные шатры, ряды и палатки… Слава богу, что погода на этот раз оказалась в основном благоприятна к сентябрьской ярмарке. На предшествовавшей двадцатой ММКВЯ пресс-конференции журналистам в очередной раз пообещали, что уж к следующей-то, двадцать первой, будет построен новый павильон, но верится, увы, с трудом.
Еще цифра: на ярмарке представлено свыше 150 тысяч наименований новых книг (в прошлом году — около 150 тысяч, в позапрошлом — свыше 100 тысяч). Издательства везут сюда все, чем богаты, многие даже приурочивают выпуск своих особо вкусных новинок именно к ярмарке, чтобы представить их в лучшем виде и в присутствии авторов. А самые умные не ленятся привезти и книги выпуска прошлых лет, особенно серийные: много шансов, что и они улетят за время работы ярмарки, как горячие пирожки.
Главным гостем ММКВЯ в год КНР в РФ стал, что неудивительно, Китай. Свою тысячу квадратных метров они оформили традиционными красными бумажными фонариками, что дало повод шутникам говорить о «ярмарке красных фонарей». В прошлом году главным гостем ММКВЯ была Франция, в позапрошлом — Польша, но такого количества поляков и французов на ВВЦ видеть не приходилось. С другой стороны, китайцев и вообще больше, к тому же и опознать их в толпе проще… Одно из главных впечатлений китайской экспозиции — очень красивые, оформленные в нежнейших тонах детские книжки. Читать их, конечно, сможет не каждый, но рассматривать — одно удовольствие. Другое удовольствие — постоять в очереди за красивейшей литографией, которую тут же, по всем правилам искусства, исполняет очаровательная китайская барышня. Тут же и вспомнишь, что бумагу вообще-то изобрели в свое время китайцы, да и много всего остального — тоже.
Буквально накануне открытия ярмарки стали известны сравнительные характеристики выпуска книг и брошюр в первом полугодии 2007 года по отношению к такому же периоду 2006 года. По количеству названий наблюдается абсолютный рост — и у книг, и у брошюр, и у сериальных, и у переводных изданий, и у новых произведений художественной литературы, и даже у переизданий классики. Стало больше как книг, выпущенных в переплете, так и изданий в мягкой обложке. А вот тиражи выросли значительно лишь у научно-популярных изданий и книг для детей и юношества.
Среди других изданий сохраняется тенденция к снижению тиражей, наметившаяся еще в 2004 году.
Как эти тенденции отразились на спросе и предложении двадцатой ММКВЯ, сказать трудно. Дирекция не ведет статистики продаж, политика издательств в этом смысле совершенно самостоятельна. Судить по каким-то иным признакам? Но народу у стенда, например, издательства «Эксмо», где выступал мэтр современной отечественной словесности Василий Павлович Аксенов, было не больше, но и не меньше, чем у стенда другого гиганта отечественного книгоиздания — «АСТ», где делился секретами мастерства властитель дум менеджеров среднего звена Сергей Минаев…
Радует, что очереди в билетные кассы книжной ярмарки по-прежнему есть, и немалые. Но зачем идут туда люди? На писателей посмотреть? Себя показать? Купить задешево книжек? А может, просто за впечатлениями? Но — идут, и это замечательно. Ведь, допустим, пришел человек за книжкой любимой Полины Дашковой, глядишь, купит и что-то более серьезное. Ну нет на нас нового Некрасова, чтобы вот так же, как он, складно написал про то времечко, когда народ не Устинову с Донцовой, а, глядишь, Михаила Шишкина с Ольгой Славниковой «с базара понесет»!
_________________________________________
Куда движется Московская международная книжная ярмарка?
Депутат Мосгордумы, поэт и преподаватель математики Евгений Бунимович: «Ярмарка не едина. В ней как бы две в одной. Одна — официальная — становится все более и более государственной (нынешнюю ярмарку открывали 5 сентября первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев и член Государственного совета КНР г-жа Чэнь Чжили, а президент России Владимир Путин в своем послании пожелал «организаторам и участникам выставки успешной работы, а ее гостям — радости общения с замечательным миром книги». — The New Times). Но есть и вторая ярмарка — абсолютно коммерческое предприятие, где одни стараются угадать спрос и продать как можно больше, а другие приходят за тем, чтобы купить как можно дешевле».
Как меняется спрос?
Проректор РГГУ, профессор и литературный критик Дмитрий Бак: «Раньше покупали книги и обращали внимание на писательские имена. Теперь правят бал бестселлеры и бренды. Вот, например, прозаик Александр Иличевский, произведения которого второй год подряд входят в шорт-лист премии «Большая книга» (в прошлом году — «Ай-Петри», в этом — «Матисс». — The New Times). Я просто не представляю себе, что надо сделать, чтобы книги Иличевского, равно как и других прекрасных современных российских прозаиков, оказались в центре внимания прессы, а главное, читателей!»
Какие изменения происходят с читателем?
Прозаик Дина Рубина: «Я очень люблю российских читателей. Каждый раз, приезжая из Иерусалима в Москву и другие города России и бывшего СССР, с удовольствием с ними общаюсь. Мне не так важны премии, на которые меня выдвигают (книга «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной стала финалистом прошлогоднего «Букера», а также вошла в шорт-лист премии «Большая книга» этого года. — The New Times), как важно и приятно то, что мою книгу хорошо раскупают и с удовольствием читают. Конечно, я не могу не замечать изменений, происходящих с моим читателем. Он становится все более молодым, более жестким. Уходит в прошлое сентиментальность, былая восторженность».
Какие книги (художественную литературу) вы больше любите читать, чаще всего читаете? (Россия, май-июнь 2005 года, опрошено 2400 человек; градуировано по убыванию показателя)
Не читаю книг — 30
«Женский» детектив — 24
Женская проза — 19
Российский боевик — 18
Историко-приключенческая классика — 16
Современная историческая проза — 14
Русская советская классика — 11
Классические зарубежные детективы — 9
Книги о ВОВ — 9
Русская дореволюционная классика — 9
Зарубежная классика — 8
Традиционная фантастика — 6
Фэнтези — 5
Мистика — 5
Советские романы-эпопеи — 5
Современная отечественная проза — 5
Новые западные детективы — 4
Современная зарубежная проза — 4
Поэзия — 2
Данные предоставлены Левада-Центром