Кадр из фильма «Чечен» Беаты Бубенец, мастерская Марины Разбежкиной
«Своего рода пролог» начался еще 15 октября в Риге - в рамках «Артдокфест/RigaIFF». Открытие самого Международного фестиваля документального кино 8 декабря состоялось в кинозале «Формула кино Горизонт» в Москве и в кинотеатре «Angleterre Cinema Lounge» в Санкт-Петербурге. В главном конкурсе участвует 20 фильмов, которые будет оценивать жюри в лице председателя, режиссера анимационных фильмов Гарри Бардина, публициста Андрея Мовчана и теартального режиссера Павла Каплевича. «Желаю фестивалю, как и человеку, быть здоровым», - обратился к зрителям Гарри Бардин.
Его пожелание пришлось как нельзя кстати - уже второй год «Артдокфест» находится в противостоянии с Министерством культуры. Разрыв произошел накануне фестиваля в прошлом году, когда министр культуры Владимир Мединский заявил, что отныне государственная поддержка Виталию Манскому оказываться не будет. Президент «Артдокфеста», по мнению чиновника, «наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счет». И добавил: «Мы же не запрещаем его». Тогда фестивалю пришлось изменить систему финансирования и задействовать краудфандинг.
Не забыло об «Артдокфесте» Министерство и в этом году: как сообщил в день открытия фестиваля Виталий Манский, ведомство предупредило его об ответственности за показ фильмов без прокатного удостоверения. Манский предположил, что это может быть связано с как с «Чайкой» Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, так и с фильмом «Мой друг Борис Немцов» Зоси Радкевич. Предугадать ход мысли «недалеких людей, занимающихся культурой в наше стране» нам не дано, резюмировал Манский.
Предугадывать не стали - «Мой друг Борис Немцов» выйдет как спецсобытие фестиваля, а «Чайку» покажут в рамках «Артдоксети» вместе с другими фильмами, «созданными для сети». Поскольку победитель этой программы выбирается путем голосования на странице фестиваля в Facebook, зрители смогут сами оценить творение ФБК. На данный момент фильм-расследование про криминальные дела семьи генерального прокурора побеждает в голосовании с большим отрывом.
По оценке критиков, следивших за фестивалем с его зарождения в 2007 году, нынешний «Артдокфест» наиболее политизирован. Это начинаешь понимать уже с приветствия - зрителям показывают документальное кино о похоронах Сталина с многочисленными шахтерами Донбасса, колхозниками Таджикистана и рабочими завода с труднопроизносимым названием, безутешно скорбящими о смерти вождя. Затем выступает Виталий Манский - и зал взрывается хохотом и аплодисментами.
Коючевыми темами фестиваля стали Евромайдан и война в Донбассе (ей посвящены «Кто нас развел?», «Алиса в стране войны»,«Аэропорт Донецк», «Все пылает» и другие фильмы), и судеб чеченцев («Любовь Тамерлана», «Чеченская семья»). В фильме «Чечен» они пересекаются - герой, воевавший против русских «за независимость Ичкерии», теперь воюет против русских «за независимость Украины». Также в конкурсе должно был принять участие еще одно кино, «Грозный-блюз», однако за день до открытия фестиваля его авторы отказались демонстрировать фильм в России в связи с тем, что этому «не благоприятствует сегодняшняя ситуация» в стране. Впрочем, он был ранее показан на «Артдокфест/RigaIFF».
Весь фестиваль проходит под эгидой одной программы с говорящим названием «Империя. Распад». Фильмы о людях и событиях в Украине, Абхазии, Армении, Азербайджане, Таджикистане, Эстонии показывают, что произошло с бывшими частями разложившегося государства. Начиная с фильма открытия «Событие» режиссера Сергея Лозницы, рассказывающего о событиях путча 1991 года под, разумеется, музыку из балета «Лебединое озеро». Перед глазами зрителя мелькают спешно нагроможденные баррикады из скамеек, самодельные плакаты «Все на всесоюзную стачку», слышатся фразы радиожурналистов и представителей власти «государственный переворот», «немедленно обеспечить встречу с президентом», «на улицах сохраняется порядок и спокойствие», «президент России Борис Ельцин и президент СССР Михаил Горбачев должны»... Толпа, перед которой выступает мэр Ленинграда Анатолий Собчак, скандирует: «Долой Ленина!», «Нет коммунистам!», «Свободу союзным республикам!» Вместе с людьми на экране аплодировали появившемуся Собчаку и зрители в «Формуле кино Горизонт». И замолчали, когда перед самим Собчаком спешно пробежал серый чиновник Владимир Путин для того, чтобы открыть перед начальником дверь автомобиля.