Кадр из незавершенного фильма «Мой друг Борис Немцов»
В день открытия фестиваля (он проходит с 8 по 16 декабря) организаторы получили предупреждение Министерства культуры об ответственности за «показ фильмов без прокатного удостоверения». Чиновники обеспокоились тем, что в одну из программ фестиваля был включен фильм о скандальных бизнес-связях сыновей генпрокурора Чайки. Очевидно, что формальными причинами маскируется откровенная цензура.
Без однозначности
«Артдокфест» стартовал одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. До того, в октябре, он прошел в Риге. Так — расширением географии — организаторы ответили на прошлогодний отказ Минкульта РФ финансировать фестиваль. Политика министра Владимира Мединского — государственные деньги имеет смысл давать только тем, кого министр считает патриотически или, точнее, верноподданнически настроенным, — дает свои плоды. Очень многие СМИ в этом году активно обсуждали фестиваль спектаклей по пьесам Юрия Полякова, на который как раз деньги дали. «Артдокфест» же оказался бы в полном информационном вакууме, если бы не несколько независимых изданий, готовых идти наперекор официозу. Пока еще остается возможность обойтись и без поддержки от нынешней власти — за счет друзей и зрителей, объясняет Виталий Манский, президент и главный вдохновитель кинофестиваля.
«Артдокфест» был организован в 2007 году, когда стало ясно, что в России федеральные телеканалы больше не показывают такие документальные фильмы, которые можно было бы обсуждать с точки зрения искусства. А те, что показывают, к искусству не имеют отношения. Речь шла не о политической еще цензуре — об эстетической. Сейчас стало понятно, что одна следует за другой.
Сегодня в программе «Артдокфеста» тоже нет фильмов, которые можно было бы назвать протестными. Фестиваль и хотел бы такие показать, да только их нет, не снимают. Люди, которые тратят годы для работы над большими документальными проектами-исследованиями или наблюдениями, знают, что любая однозначная позиция — это неправда, искривление или искажение реальности. Поэтому хороший документальный фильм обычно очень сложно пересказать, он ни к чему не призывает и ни за что не агитирует, его цель — показать жизнь как она есть, во всей сложности и многообразии.
Участие в истории
Некоторым зрителям фильмы, которые отбирает программный директор «Артдокфеста» Виктория Белопольская, могут показаться слишком «медленными», недостаточно ясными. Телевидение, увы, приучило зрителей глотать сублимированную действительность, упрощенную и раскрашенную. Но художники — а речь идет о фильмах, созданных не журналистами, а именно авторами, — ставят себе другие задачи.
Фильм, которым открылся фестиваль, — «Событие» Сергея Лозницы — составлен из документальной хроники августовского путча 1991 года, снятой в Ленинграде. Это так называемое монтажное кино, в котором автор находит свой сюжет, составляя чужие кадры в новую картину. В чем событие «События», так сразу и не скажешь. Автор всматривается в происходящее — как меняется жизнь города и страны, в чем это выражается, какие действия ведут к этим изменениям. Что это такое — историческое событие и как мы в нем участвуем?
«Событие» Сергея Лозницы — осмысление августовского путча 1991 года
Непрямолинеен «Чечен», снятый на Украине Беатой Бубенец, молодой ученицей Марины Разбежкиной. Ее герой, воевавший в Чечне на стороне Дудаева, приехал в Киев, чтобы примкнуть к Майдану, а потом едет воевать в Новороссию. Он не наемник, у него свои взгляды на жизнь («С 1981 года воюем, страна такая»), он отлично говорит по-русски, и автор фильма наблюдает за ним, не делая никаких однозначных выводов, — просто предлагает посмотреть на конфликт, по которому люди разделились так однозначно, с другой позиции.
Другая девушка, Зося Родкевич, показывает на «Артдокфесте» свою еще не до конца завершенную работу — фильм о Борисе Немцове, за которым она стала наблюдать, когда снимала материалы о протестной активности 2012 года. Тогда в рамках проекта «Срок» с Александром Расторгуевым, Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым множество молодых документалистов, увлеченных тем, что на их глазах происходит, снимали самые разные, порой случайные зарисовки, из которых потом получилось несколько интересных фильмов. «Мой друг Борис Немцов» Родкевич, начавшись как репортаж, стал со временем очень интимным и достоверным портретом человека, чья жизнь оборвалась трагически и жестоко.
«Чечен» — история человека, добровольно избравшего войну
Один из самых эмоциональных фильмов — «Аэропорт Донецк» Шахиды Тулагановой, страшная история боев за Донецкий аэропорт, рассказанная самими участниками боевых действий с обеих сторон — ополченцами подразделений «Спарта» и «Сомали» и украинскими военнослужащими. Автор не делает никаких выводов, не показывает своего сочувствия ни к одной стороне, но от этого фильм только достовернее и сильнее.
«Аэропорт Донецк» — документальная история, рассказанная участниками боевых действий с обеих сторон
Реальность нашего бурного времени снимают не только в России. Для «Артдокфеста» принципиально, чтобы фильмы конкурса рассказывали о «русском мире», то есть о тех, кто живет в России или говорит по-русски, или же были сняты русскими авторами. Одна из самых интересных картин, по мнению отборщиков, черно-белая «Саламанка» — про общину меннонитов в Мексике, людей, живущих замкнутой, отдельной от всего мира жизнью, с твердой верой в пришествие Христа, со строго регламентированным бытом. Это кино на первый взгляд абсолютно ничего общего не имеет с нашей реальностью, но на самом деле молодые режиссеры Руслан Федотов и Александра Кулак снимали не столько о людях, сознательно отказавшихся жить в общей истории, сколько о проблеме выбора и нетерпимости.
Про то, как Христа ждут в Сибири, сняли фильм эстонские кинематографисты. Документальная лента о «Городе Солнца» в Курагинском районе Красноярского края, где живут члены «Церкви последнего завета» под руководством своего учителя Виссариона, бывшего милиционера, а ныне мессии, — рассказывает про те же проблемы веры и фанатизма.
Юлия Киселева тоже сняла фильм о выборе. Героиня ее фильма «Самовыдвиженка» была простой и очень активной студенткой, она помогала старикам, потом оказалась в протестном движении, ее заинтересовала политическая жизнь, и она решила выдвинуть себя в депутаты. И прошла! Ее избрали, но спустя год после начала депутатской карьеры все в ее мире изменилось. Оказывается, системе ничего не стоит подчинить себе человека, особенно молодого, ее действие подспудно, но неотвратимо.
Мир большой и разный
Всего в конкурсе и нескольких внеконкурсных программах — 145 документальных фильмов, и далеко не все они о сложных геополитических конфликтах. Среди них есть и фильмы о личном, например, автор известного телевизионного документального проекта «Победить рак» Катерина Гордеева сняла фильм «Дети Иосифа» — вовсе не о детях Кобзона или Сталина, как можно было подумать, а о тех, кто вырос на стихах Иосифа Бродского, для кого его поэзия — и есть настоящая родина, сформировавшая их личность.
Мир большой и разный, в нем много людей, которые ничего не знают друг о друге, но документальное кино позволяет прожить чужую жизнь, расширить свое представление о возможном и естественном, о том, что делает людей счастливыми и что приносит им несчастье. Документальное кино делает нас богаче и терпимее, в то время как нынешнее телевидение заставляет становиться агрессивнее и грубее. Но заканчивается фестиваль, как уже многие годы, вручением премии «Лавр» за лучшие достижения в кино и телевизионной документалистике — потому что все меняется, и даже сейчас, на общем печальном фоне, все же появляются телевизионные проекты, которые стоит отметить знаком качества.
«Артдокфест» был организован в 2007 году, когда стало ясно, что в России федеральные телеканалы больше не показывают такие документальные фильмы, которые можно было бы обсуждать с точки зрения искусства
О том, как система подчиняет себе человека, — фильм «Самовыдвиженка»
«Саламанка» рассказывает о людях, отказавшихся жить в общей истории документальное кино позволяет прожить чужую жизнь, расширить свое представление о том, что делает людей счастливыми и что приносит им несчастье
Фото: youtube.com