Мечты героев мультфильма о космосе могут и не реализоваться, а вот мечта об «Оскаре» для российской анимации имеет шанс сбыться
Мир оживленно обсуждает 12 номинаций «Выжившего», драмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту с Леонардо Ди Каприо в главной роли и их шансы получить «Оскары» 28 февраля. Только в России — своя радость: мультипликатор из Петербурга Константин Бронзит получил номинацию в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» за свою двадцатиминутную работу «Мы не можем жить без космоса».
«ОСКАР» КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Шокирующей неожиданностью выдвижение Бронзита на самую престижную кинопремию мира никак не назвать. Во-первых, он уже попадал в номинанты со своей картиной «Уборная история — любовная история», после чего автоматически стал академиком «Оскара». Во-вторых, «Мы не можем жить без космоса» — самый, возможно, успешный мультфильм 2015 года, собравший десятки премий по всему миру, в том числе Гран-при сразу двух конкурирующих фестивалей анимации, в Загребе и Аннеси. Однако все равно новость приятная, а номинация — стопроцентно заслуженная. 50-летний Бронзит (родившийся, кстати, в день космонавтики, 12 апреля) — ученик Александра Татарского и один из самых одаренных российских кинематографистов: среди его работ — не только авторская анимация, но и первый успешный коммерческий полный метр, сделанный в постсоветское время, — «Алеша Попович и Тугарин Змей».
«Мы не можем жить без космоса»
— это картина вселенская, а не специфически
русская, и вовсе обходится без диалогов.
Ее герои — космонавты-побратимы, один из них
вот-вот отправится в опасную экспедицию,
а второй останется в одиночестве и затоскует навсегда
Вот что любопытно: среди самых обсуждаемых и успешных фильмов сезона — голливудский «Марсианин», получивший два престижных «Золотых глобуса» (лучшая комедия и лучший актер для Мэтта Дэймона) и
7 «оскаровских» номинаций, почему-то за исключением режиссерской для сэра Ридли Скотта. В этой картине в операцию по спасению застрявшего на Марсе американского астронавта включается вся вселенная… кроме России, в которой, очевидно, ни продюсеры, ни зрители не видят больше космической державы. Хотя раньше, от «Армагеддона» до «Гравитации», ситуация обстояла иначе.
«Мы не можем жить без космоса» — своеобразная компенсация. Этот фильм о космосе точно не хуже «Марсианина», хотя бюджет его несравнимо скромнее; к тому же это картина вселенская, а не специфически русская, и вовсе обходится без диалогов. Ее герои — космонавты-побратимы, один из них вот-вот отправится в опасную экспедицию, а второй останется в одиночестве и затоскует навсегда. Поэтичная и забавная притча Бронзита изящно возвращает нам статус страны, напрямую связанной с космосом и когда-то прорубившей туда дорогу.
«Безумный Макс» Джорджа Миллера неожиданно оказался вторым по числу номинаций: сразу десять
Шокирующий «Сын Саула» — история Освенцима, рассказанная от лица члена зондеркоманды
УКРАИНА В ОГНЕ
Еще один неожиданный участник грядущей «оскаровской» гонки — документалист Евгений Афинеевский, уроженец Казани и гражданин Израиля, чей фильм о событиях Майдана «Зима в огне» вошел в номинацию полнометражных неигровых лент. Эта картина уже была представлена вне конкурса в Венеции и Торонто, где удостоилась приза зрительских симпатий, а потом принесла автору орден — Крест Ивана Мазепы, присужденный указом президента Украины Петра Порошенко. Снятая по заказу американского Netflix летопись драматических событий сделана предельно просто и внятно, наглядно восстанавливая хронологию и давая право голоса свидетелям. К сожалению, эту картину — довольно одностороннюю, но ни в малейшей степени не пропагандистскую — вряд ли увидит российский зритель. Получит ли она «Оскара», предсказать трудно. Во всяком случае, конкуренты у нее сильные: в частности, документальный байопик об Эми Уайнхаус и трагический «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера.
Интересен и расклад среди «фильмов на иностранном языке», в список которых предсказуемо не попал выдвинутый Россией «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Самыми перспективными выглядят два соискателя-дебютанта: французский «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен, героини которого — страдающие от ужасов патриархата турецкие девочки-тинейджеры, и «Сын Саула» венгра Ласло Немеша, тяжеловесная и жуткая драма о Холокосте, увиденная глазами члена зондеркоманды.
Почти настолько же интернациональным выглядит список полнометражных мультфильмов, куда затесались японская мелодрама о призраках «Воспоминания о Марни», сделанная на легендарной студии Гибли, и британская пластилиновая бурлеск-комедия «Барашек Шон». Однако в победители со всей очевидностью метит выдающаяся «Головоломка» студии Pixar, получившая еще и номинацию за лучший оригинальный сценарий. Не поспоришь: вряд ли в прошлом году на экранах было что-то более оригинальное.
Мэтт Деймон («Марсианин») — вполне реальный конкурент Леонардо Ди Каприо в актерской номинации
Спродюсированный американским Netflix фильм об украинском Майдане «Зима в огне» снят режиссером из Израиля, уроженцем Казани Евгением Афинеевским
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ
Но это все, конечно, будет происходить на задворках основного шоу — сражения за звание лучшего фильма года, на которое претендуют восемь картин. В этой схватке есть очевидные аутсайдеры (например, независимые драмы «Бруклин» и «Комната»), а есть и участники более весомые: в частности, фильм-расследование Тома Маккарти «В центре внимания» о бостонских журналистах, раскрывших сеть католических священников-педофилов, и фундаментально-солидный «Шпионский мост» Стивена Спилберга. У них по шесть номинаций, чуть меньше, чем у «Марсианина».
Хедлайнер «оскаровского» шоу — «Выживший»
Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Учитывая, что на счету режиссера премии за
лучший фильм 2014 года и «Золотой глобус»,
полученный уже в этом году, его победа
кажется более чем вероятной
Но абсолютный хедлайнер «оскаровского» шоу — монументальный «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Учитывая, что на счету режиссера премии за лучший фильм 2014 года (тогда «Бердмен» лидировал и на «Золотом глобусе», и на «Оскаре») и «Золотой глобус» за лучшую драму, полученный уже в этом году, его победа кажется более чем вероятной. Вряд ли академики припомнят такое доминирование одного режиссера два года подряд. Единственный реальный конкурент «Выжившего» — «Безумный Макс: дорога ярости», чисто развлекательный, пусть и в высшей степени блестящий фильм-погоня австралийца Джорджа Миллера, получивший 10 номинаций.
Впрочем, весь цивилизованный мир куда больше волнует не триумф Иньярриту или Миллера, а наконец-то вполне реальный шанс получения актерской статуэтки Леонардо ди Каприо. Он шел к этой награде много лет. И как видим, выжил. Судя по всему, он не может жить без «Оскара». А мы — без космоса. Каждому свое. Ди Каприо необходим его трофей, шкура пока еще неубитого медведя. Россия же, так редко попадающая в «оскаровские» списки, имеет полное право ликовать уже по поводу нынешней номинации.
фото: kinopoisk.ru, laokoon filmgroup, imdb.com, Arturas Morozovas/Netflix ink