8 апреля глава государства Владимир Путин принял у себя министра культуры Владимира Мединского. Вопреки ожиданиям, речь шла не о скандальных арестах в Минкульте, которые, по слухам, предвещали и отставку самого Мединского, а о Годе Кино
Какая же отрада, когда президент твоей страны — культурный человек. Допустим, случился скандал, растревоживший весь мир, не исключая людей кинематографических профессий: оказывается, из-за панамских офшоров и наследие Стэнли Кубрика под угрозой, и сам Педро Альмодовар отказался от компании поддержки своего выходящего на днях фильма, поскольку оказался вместе с братом-продюсером упомянутым в нашумевших документах. А жителям России все эти разоблачения сообщили лишь об одном: среди ближайших друзей Путина — виолончелист, причем (утверждают профессионалы) не из последних. Сам президент гордится знакомством и не считает нужным эту гордость скрывать. Остальная информация — пустое, не доказанное.
Или случится медиафорум ОНФ, а там Путин расскажет о том, каковы его предпочтения в кино. Оказывается, он любит старые советские патриотические фильмы. В том числе считает шедевром «Войну и мир» Сергея Бондарчука, хотя и сериал Би-би-си готов назвать достойным. Впрочем, картины своего верного соратника Станислава Говорухина ценит все-таки выше. Президент даже между делом сформулировал эстетически-этическую программу. По его словам, в искусстве кино самое главное — «доброе начало и любовь».
Оказывается, Путин любит старые советские патриотические фильмы. В том числе считает шедевром «Войну и мир» Сергея Бондарчука, хотя и сериал Би-Би-си готов назвать достойным
Удивительно ли на этом фоне желание президента на той неделе, когда весь мир судачит о каких-то офшорах, срочно обсудить с ответственным за культуру чиновником Год кино? Мединский прилежно рассказал главе государства о том, что уже десятки раз печаталось в официальных документах, — программа мероприятий этого года известна достаточно давно. Но важно же было услышать из уст президента и ответ! Ответ прозвучал, по-библейски лапидарный. Путин сказал: «Хорошо».
Не вздумайте считать эту реплику малозначительной. Кинематографисты, по сути, так пока и не поняли, полезен или вреден (и чем именно) Год кино. Например, открывают в малых городах новые залы — и это, безусловно, здорово: но на каких условиях, что и кому там будут показывать? Пока неясно. Или деньги, выделяемые государством кинематографистам на безвозмездной основе, — замечательная щедрость. Но не сулит ли она еще большего количества халявщиков, готовых обслуживать идеологические нужды государства и больше не обязанных отчитываться о прокатных успехах? Или в цирках собираются показывать 100% детского кино. Очевидно, отечественного. Но где его столько взять? Никаких цирков не хватит.
Наконец, главное: Мединский рассказал, что за два последних года процент российского кино в прокате поднялся с 16 до 18, а скоро поднимется и вовсе до 25. Потрясающий результат, но не стоило ли упомянуть, что в 2015 году впервые за много лет в десятку рекордсменов проката не вошел вообще ни один отечественный фильм? Выходит по известной русской сказке про кафтаны — из одинакового куска сукна можно пошить и один, и шесть, только эти шесть налезут ну максимум на палец. Никого таким кафтаном не согреешь.
Зато культура на уровне, министр на своем месте, а Год кино идет полным ходом. И правда хорошо.