#Евровидение

Особый кандидат

2017.08.28

Одно из самых обсуждаемых событий последних дней: представлять Россию на «Евровидении-2017» в Киеве будет Юлия Самойлова — певица в инвалидной коляске и «под санкциями». Как это понимать?

Фото: снимок с видео/продюсерский центр Игоря Матвиенко/ТАСС

На конкурс эстрадной песни Европейского вещательного союза от России в этом году поедет Юлия Самойлова. Певица-самородок в инвалидной коляске должна выступить в Киеве с песней на английском языке Flame Is Burning.

Пожар, заявленный в песне, распалился уже от одной этой новости. Российский телезритель в принципе относится к «Евровидению» с трепетом и неоправданным азартом, а кандидатура Самойловой оказалась вдвойне провокативной.

Во-первых, о своем решении Первый канал объявил под занавес громкого скандала, произошедшего на телешоу «Минута славы». В начале марта члены жюри телеконкурса Владимир Познер и Рената Литвинова некорректно, как посчитали многие, обошлись с участником — человеком с ограниченными возможностями, высказавшись в том смысле, что инвалид не должен состязаться со здоровыми на общих основаниях, поскольку его физический недостаток искажает решение жюри, «давит на жалость». Это спровоцировало волну возмущения. В совпадение двух рифмующихся историй на одном Первом канале верится с трудом: многие усматривают в происходящем признаки хитрого плана, а эпизод с «Минутой славы» называют рекламным трюком.

Успехов в вокале для карьеры певицы было недостаточно: на сцене не хотели видеть людей в инвалидных креслах. Юлии мешала не столько болезнь, сколько восприятие ее болезни другими

Во-вторых, для участия в киевском «Евровидении» был отобран человек, которого Киев подозревает в нарушении закона: Самойлова выступала в Крыму, ее могут не пустить на Украину. Решение — за СБУ, которую поставили в положение цугцванга: запрет на въезд участнику международного конкурса — уже скандал. Эмоциональные патриоты с российской и украинской сторон в социальных сетях обвиняют друг друга в провокациях, безнравственности и озлобленности.


 

Политика поневоле

Удивительнее всего, что в центре этих малоприятных событий оказалась именно Юлия Самойлова, производящая впечатление человека, органически не способного к заговорам, многоходовкам и интригам. Да, она неожиданно оказалась вовлечена в международную политику — так сейчас сложились обстоятельства. А ее дело петь: она всю жизнь мечтает петь, выступать перед публикой и любит петь ради пения. В новых полученных обстоятельствах она сделает так, чтобы спеть снова.

История Самойловой и ее творческого пути, судя по забавно написанной автобиографии, — это череда сменяющих друг друга обстоятельств, с которыми ей приходится смиряться, если невозможно их изменить.

Юлия Самойлова родилась в Ухте, Республика Коми. Первое обстоятельство неодолимой силы наступило, когда Юлии не было и года — она заболела, утратив возможность ходить самостоятельно. Диагноз — спинальная мышечная атрофия в первой форме (болезнь Верднига–Хоффмана). Половина младенцев с этой формой СМА умирают, не дожив до двух лет, и Юлии срок обещали недолгий. От медикаментозного лечения, которое только ухудшало ее состояние, решили отказаться, что пошло Юлии на пользу. Затем наконец прекратили и визиты к знахарям и колдунам. Болезни позволили быть, существовать в огороженной резервации, не отнимая лишнего места у жизни.

Примерно в то же время у Самойловой проснулась страсть к пению — тоже неодолимое обстоятельство своего рода, впрочем, невредное. Максим Горький определял талант как любовь к работе, к самому процессу работы — и этого у Юлии было хоть отбавляй. Постоянная практика пения отчасти компенсировала отсутствие теоретических знаний и техники. Караоке и школьные праздники давали первое представление о сцене.

Конкурс талантов

Первый полноценный опыт живого выступления Самойлова получила в 10 лет — набравшись храбрости, она попросилась в программу благотворительного концерта. Про ее выступление даже написали в местных газетах, сопроводив похвалу советом пойти учиться. Новые обстоятельства: Дворец пионеров, преподаватель. Ученические конкурсы. Концерты. Сольные выступления. Через пять лет учительница уехала в другой город, и обучение прекратилось. Других хороших педагогов в Ухте не нашлось, ангажемента тоже не давали — местный ДК звал выступать только на День инвалидов. Пришлось искать выход из положения. Так Самойлова стала сама участвовать в конкурсах — не как инвалид, а на общих основаниях и занимать призовые места.

Успехов в вокале для карьеры певицы было недостаточно: на сцене не хотели видеть людей в инвалидных креслах. Фактически Юлии мешала не столько болезнь, сколько восприятие ее болезни другими. Тогда певица собрала рок-группу, но и она распалась через пару лет. Из кризиса Юлия выбралась, запев со сцены после долгого перерыва, причем почему-то выбрала пастернаковскую «Зимнюю ночь» в версии Аллы Пугачевой. А вскоре Примадонна сама благословила Самойлову, приехавшую участвовать в конкурсе талантов «Фактор А», — присудила ей свой именной спецприз. Забавный факт: это телешоу задумывалось для поиска талантов из народа и их последующего продвижения, но новых звезд оно так и не зажгло, более того, в третьем сезоне программы, когда появилась Самойлова, ни денежных призов, ни оплаты обучения в Гнесинке призерам уже не давали. Мимолетное знакомство с «матриархом» поп-музыки тоже не принесло особой выгоды или взлета популярности.

За прошедшие четыре года Юлия Самойлова не стала суперзвездой. В основном выступала с небольшими концертами, в том числе на благотворительных мероприятиях и городских праздниках. В шоу-бизнес не интегрирована. Вершиной карьеры для певицы стало выступление на церемонии открытия Паралимпийских игр в Сочи.

Все для победы

Такого кандидата на «Евровидение» Россия не отправляла никогда.

С 1994 года, когда российская участница Юдифь впервые дебютировала на «Евровидении», заняв 9-е место, российские делегаты, как правило, были аффилированы с телевидением или музыкальной индустрией, в крайнем случае — просто очень популярны. На следующий конкурс поехал Филипп Киркоров: плохая идея с предсказуемо плохим результатом. Ему наверняка благодарны все российские участники следующих лет, потому что установленный Киркоровым антирекорд — низшее место, занятое российским артистом, — до сих пор не побит, хотя были серьезные заявки. Через год вместо заболевшего Валерия Меладзе петь свою «Примадонну» в последний момент отправилась Алла Пугачева, которая заняла 15-е место (отомстить за Киркорова не вышло). Как неуспевающего Россию не допустили до участия в 1998 году. Организаторы обиделись и решили нагадить в ответ: отказались транслировать конкурс в России. Это тоже было плохой идеей: дисквалификацию продлили еще на год.

  Юлия Самойлова и ее муж и менеджер Алексей Таран, март 2017 года. Фото: Мария Антипина/ТАСС

Сделав работу над ошибками, новым конкурсантом впервые выбрали молодую привлекательную девушку. Певица Алсу заняла на конкурсе 2-е место, а восемь лет спустя Дима Билан покорил «Евровидение». С тех пор в шаге от «золота» россияне оставались не раз.

Хорошую рок-группу «Мумий Тролль», неизвестно что забывшую на «Евровидении», цинично определили на 12-е место; похожий результат — у группы «Премьер-Министр». Группа «Тату», главная удача российского поп-экспорта, дотянула только до 3-го места.

Отказавшись от апелляции к авторитетам шоу-бизнеса, начиная с 2004 года Россия пустилась в эксперименты с формой. Оправдывать себя они начали не сразу, но отложенный положительный эффект был налицо. Однако и в новое время участников искали все так же, в пределах корпорации шоу-бизнеса. На «Евровидении» отметилась целая генерация выпускников популярных телеконкурсов («Фабрики звезд» и «Голоса»), популярные состоявшиеся артисты (Дима Билан, Сергей Лазарев). В общем, «свои».

Исключений было три. «Бурановские бабушки», которые одним своим внешним видом должны были сломать — и сломали — стереотипы. Петр Налич, олицетворявший собой как бы альтернативное, никогда не существовавшее «Евровидение». И украинка Анастасия Приходько, представлявшая Россию на домашнем «Евровидении» в 2009 году с песней на русском и украинском языках (кстати, в этом году Приходько упустила замечательную возможность промолчать — певица предложила приставить к российской делегации в Киеве вооруженный конвой). Главное отличие последних двух артистов от основного пула — даже не в известной чужеродности отрасли и эстетической доминанте. Оба они никак не демонстрировали обычный для наших конкурсантов настрой «все для победы».

Спорт высоких достижений

Участие в европейском музыкальном смотре с самого начала было для россиян вопросом престижа страны на международной арене. Хотя конкурс посредственных песен в исполнении малоизвестных артистов объективных поводов для ажиотажа вроде бы не дает, однако «Евровидение» воспринимается скорее как спортивное мероприятие, а спорт высоких достижений для стереотипного россиянина — показатель успешности всего государства. Фактически российские музыканты отправляются на «Евровидение» на защиту чести Родины, они одновременно и спортсмены, и дипломаты, и отраслевые спикеры. Они обязаны побеждать, чтобы подтвердить величие России. Более того, в отличие от спорта, здесь побеждает не столько лучший, сколько сумевший понравиться наибольшему числу телезрителей.

российские музыканты отправляются на «евровидение» на защиту чести родины, они одновременно и спортсмены, и дипломаты, и отраслевые спикеры. Они обязаны побеждать, чтобы подтвердить величие России

Реализовать одновременно обе эти потребности — всех победить и всем понравиться — задача сложнейшая. Получилось это только у одного Билана — со второй попытки и не понятно, как именно. Возможно, и сам подход «победа любой ценой» скоро потеряет актуальность, и на конкурсе восторжествует олимпийский принцип: «Главное — не победа, а участие».

Что-то подсказывает, что Самойлову посылают как раз для участия, притом особого рода, отнюдь не олимпийского. Хотя бы потому, что певицу не выбирали двухэтапным голосованием из списка известных кандидатов (как тех же Налича и Приходько). Ее назначили втемную, объяснив выбор неким «закрытым голосованием на канале». Кажется, что в Самойловой искали и нашли какую-то черту, ценную именно для поездки в Киев. В феврале на нее вышел российский оргкомитет и предложил ей песню Flame Is Burning проверенного мастера хитов Леонида Гуткина, писавшего конкурсные песни для Дины Гариповой и Полины Гагариной. Правда, выяснилось, что английского языка делегат не знает, и Самойловой нашли репетитора, чтобы он поставил ей акцент.

Впрочем, в каком именно качестве отправляют Самойлову наши ответственные граждане, особого значения не имеет. Как показывает биография певицы, процесс всегда был для нее важнее результата. Сама Юлия Самойлова едет петь.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share