23 августа Би-би-си опубликовала результат опроса 177 кинокритиков из 36 стран, которых попросили назвать лучшие фильмы XXI века. В список из 100 наименований вошли сразу две картины Андрея Звягинцева. И больше ни одного фильма, снятого в России
На 47-м месте расположился последний из четырех фильмов российского режиссера, получивший «Золотой глобус» и номинировавшийся на «Оскар», — «Левиафан» (2014), на 80-м — его дебют, получивший сразу два «Золотых льва» в Венеции, — «Возвращение» (2003). Неудивительно, что Звягинцев оказался единственным россиянином в авторитетном списке. Синефилы хорошо знают картины Александра Сокурова или Сергея Лозницы, но они не до такой степени на слуху, даже несмотря на престижные награды. От фильмов же Никиты Михалкова или Андрея Кончаловского, чьи главные шедевры, по общему признанию, остались в прошлом столетии, западные критики попросту устали.
Сочетание социально-политического нерва с насыщенным метафорическим языком картин Звягинцева действует на публику всего мира беспроигрышно
Когда несколько лет назад выходил англоязычный сборник, посвященный режиссерам нового столетия, то из российских режиссеров там был тоже лишь Звягинцев. Сочетание социально-политического нерва с насыщенным метафорическим языком его картин действует на публику всего мира беспроигрышно. В них видят одновременно универсальные притчи, что позволяет сравнивать Звягинцева с Тарковским, и точный политический срез ситуации в путинской России. Интересно, что новую драму режиссера под рабочим названием «Нелюбовь» продюсирует не только Россия, но и европейские студии — в частности, бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденн, лауреаты двух «Золотых пальмовых ветвей» в Каннах. Звягинцев в прямом смысле слова режиссер мирового класса.
На первом месте в списке — общепризнанный шедевр американца Дэвида Линча, таинственный триллер «Малхолланд Драйв», вышедший на экраны в 2001-м. Это весьма символичный факт. Начавшись как коммерческий сериальный проект, который закрыли неудовлетворенные отснятым материалом продюсеры, затем фильм был перекуплен французскими продюсерами и превращен в полный метр, необъяснимый с точки зрения обыденной логики, но полный поэзии и юмора. Число интерпретаций «Малхолланд Драйв» киноведами, психологами, социологами, философами и просто зрителями приближается к бесконечности. В момент выхода на экраны картина получила каннский приз за режиссуру, а позже — номинацию на «Оскар».
Второе место занимает поэтичная мелодрама гонконгского режиссера Вонга Карвая «Любовное настроение» (2000), следом идут эпическая драма еще одного режиссера из США, Пола Томаса Андерсона, «Нефть» (2007) и сюрреалистическая анимационная сказка японца Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» (2001). Также в первую десятку попали американские режиссеры Ричард Линклейтер с «Отрочеством» (2014), Мишель Гондри с «Вечным сиянием чистого разума» (2004), Терренс Малик с «Древом жизни» (2011) и братья Коэны со «Старикам здесь не место» (2007). Кроме них в десятке «Развод Надера и Симин» иранца Асгара Фархади (2011) и, довольно неожиданно, последняя монументальная драма тайваньского классика Эдварда Яна «Один и два» (2000). Таким образом, ни одного европейского режиссера и фильма в первой десятке нет.