Открытое в последние дни августа общественное пространство в середине острова Новая Голландия — второе только за последние пять лет — снова порадовало горожан возможностью поваляться на траве, не выезжая за город. Специалистов — архитекторов, градозащитников — второе пришествие Новой Голландии повергло, скорее, в оторопь: от уникального памятника промышленной архитектуры, построенного в стиле раннего классицизма, похоже, мало что остается. А чиновники петербургского правительства, официально отвечающие за охрану памятников, встали на сторону застройщика и отдают ему на откуп объект в центре исторической территории Петербурга, охраняемой ЮНЕСКО.
Загорай-садик
Большая зеленая лужайка с шезлонгами, клумбы с душистыми травами, детская площадка с деревянным макетом каркаса фрегата «Петр и Павел», выполненного в масштабе 80% от реального размера судна, — таким открылось для посетителей общественное пространство Новой Голландии в последние выходные августа.
— Эта территория будет постоянно открыта для всех желающих, — архитектор Эдзо Биндельс, ведущий специалист бюро ландшафтной архитектуры и градостроительства West 8, обводит рукой все внутреннее пространство острова. — Зимой здесь будет искусственный каток на лужайке. Мы хотели устроить каток прямо в бассейне, но зима в Петербурге слишком ненадежная, поэтому остановились на лужайке. Мы даже думали, не сделать ли плавучий каток посреди бассейна?
Открытие Новой Голландии — точнее, общественного пространства в центре острова — происходит уже во второй раз: с 2011-го по 2013 год каждое лето внутренний двор открывался для свободного и бесплатного доступа, эта идея принадлежала группе дизайнеров и кураторов, работавших с Музеем современного искусства «Гараж». Здесь можно было валяться на траве или загорать в шезлонгах, играть в мяч, читать книги в специально открытой общедоступной библиотеке, участвовать в разных мероприятиях.
Потом на два года Новую Голландию закрыли — видимо, чтобы в 2017 году открыть уже весь готовый комплекс, как и было предусмотрено изначальным инвестиционным договором. Но теперь снова открыт только двор, а завершение реставрации и реконструкции намечено аж на 2025 год. Хотя инвестор обещает — не первый раз! — что осенью откроет после реставрации и реконструкции здание кузни: теперь она будет называться Клубный дом «Кузня», здесь откроются творческие объединения, студии, клубные площадки. Летом 2017 года обещают открыть здание бывшей морской тюрьмы «Бутылка». Оно предназначено для коммерческого использования.
«Зимой здесь будет искусственный каток на лужайке. Мы хотели устроить каток прямо в бассейне, но зима в Петербурге слишком ненадежная»
Сохранившуюся историческую застройку по периметру острова тоже предполагается сделать исключительно коммерческой — бизнес-центры, гостиницы, лофты, галереи. И это вызывает особенную озабоченность градозащитников: помещения бывших складов не приспособлены для дорогих отелей. Хотя авторы проекта реставрации и реконструкции уверяют, что все будет хорошо.
Дырка от голландского сыра
К сожалению, былой архитектурной красоты и исторической подлинности в Новой Голландии остается все меньше. Рукотворный остров, образовавшийся в начале XVIII века по приказу Петра Первого рядом с Адмиралтейскими верфями, был передан Морскому ведомству и почти 300 лет находился во владении военных моряков. В середине XVIII века здесь сложился архитектурный ансамбль в стиле раннего классицизма, в конце того же века к работам привлекли французского архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота. Ему принадлежит знаменитая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн — или «Ковш» — с рекой Мойкой. Эта арка стала фактически эмблемой Петербурга.
Первые идеи культурного преобразования Новой Голландии появились еще в 70-х годах прошлого века: тогда архитектор Вениамин Фабрицкий предложил создать на острове уникальный центр мировой культуры. На острове предполагалось открыть филиалы крупнейших музеев мира: Эрмитажа, Лувра, Метрополитен-музея, Дома-музея Рембрандта, Британского музея, Прадо. Там должна была появиться вторая сцена Мариинского театра, концертные и театральные залы, Музей современного искусства… Проект горячо поддерживали Дмитрий Лихачев, Михаил Пиотровский, Анатолий Собчак. Им заинтересовались французские инвесторы, и уже был подписан предварительный договор, но случились события 1993 года у стен Белого дома, и инвесторы отказались от участия.
Потом активный интерес к острову проявил Валерий Гергиев: с его подачи архитектор Эрик Моос создал проект фантасмагорического сооружения из стекла и бетона в центре Новой Голландии. Идеи Гергиева и Мооса заразили инвесторов и застройщиков, началось соревнование проектов, но владельцы острова — военные — покинули его лишь в последних числах декабря 2004 года. Уход военных сопровождался фейерверком: склады Новой Голландии заполыхали ярким пламенем, в пожаре погибли несколько исторических зданий, и, как говорили злые языки, следы серьезных финансовых нарушений со стороны прежних хозяев острова.
Только в 2006 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие архитекторы мировой величины: победил проект Нормана Фостера, застройщиком выступал Шалва Чигиринский. Тот проект, предполагавший снос некоторых из еще сохранившихся зданий и строительство нового Дворца фестивалей, в свою очередь, лопнул, а в конце 2010 года тендер на реставрацию и реконструкцию острова выиграло ООО «Новая Голландия девелопмент», одна из структур Романа Абрамовича. В архитектурном конкурсе 2011 года победил проект малоизвестного бюро West 8. Проект бюро West 8, который сейчас реализуется, ни в каких конкурсах не участвовал. «Культурным наполнением» острова занимается Фонд «АЙРИС», основанный Дарьей Жуковой, и Музей современного искусства «Гараж».
Уход военных сопровождался фейерверком: склады Новой Голландии заполыхали ярким пламенем, в пожаре погибли несколько исторических зданий и, как говорили злые языки, следы серьезных финансовых нарушений со стороны прежних хозяев острова
На этом можно было поставить точку, но работы, происходящие внутри исторических зданий, скрыты от глаз архитекторов и градозащитников. И хотя авторы проекта уверяют, что ничего не разрушат, верится в это с трудом.
— Мы только задаем рамки, а как это будет использовано, не знаем, — признается Эдзо Биндельс. — Но достроено ничего не будет. Хотя есть серьезные проблемы, которые очень сложно решить на инженерном уровне, — например, проникновение света, проводка современных коммуникаций, — но мы ничего не разрушим!
Однако на открытии серьезные разрушения внешнего облика исторического ансамбля оказались как на ладони: в пространстве знаменитой арки Деламота появился новый мост, испортивший перспективу.
— Пространство, перспектива — очень важные элементы восприятия архитектуры, особенно в Петербурге, с его ровным рельефом, — говорит Александр Марголис, историк, сопредседатель Общественного научно-экспертного совета по культурному наследию, член совета по охране культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. — Взять хотя бы случай с мостом между старым Мариинским театром и новой сценой: мы требовали, чтобы его сделали подъемным, а построили постоянный, который перерубил пространство. Это хамское отношение к пространству, к перспективе, и это не единственный случай полного пренебрежения застройщиков мнением специалистов. К сожалению, никто в Петербурге этот проект не утверждал, хотя мы требовали открытости в принятии решений.
На днях петербургские власти преподнесли новый сюрприз: на сайте Комитета по охране памятников (КГИОП) появилось предложение чиновников снять охранный статус с ряда памятников в «Северной Коломне — Новой Голландии». Депутаты и градозащитники активно выступили против результатов экспертиз, снимающих охранный статус с памятников Новой Голландии; на чьей стороне окажется правительство города, пока не ясно. Но если Новая Голландия лишится охраны, от нее останется лишь мокрая дырка в пространстве.
Фото: Станислав Забурдаев/ТАСС, Петр Ковалев/ТАСС, Наталья Шкуренок, фотографии проектов предоставлены участниками международного конкурса 2011 года