Секреты нового сезона, который, по мнению театрального обозревателя The New Times, обещает быть громким и яростным
«Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова — попытка изменить традиционный взгляд на репертуарный театр Российский театр упорно держит оборону, отстаивая свое право на свободное высказывание. Кадровые перемены в проблемных московских театрах обернулись настоящим культурным разворотом, художественным доказательством той банальной истины, что искусством должны заниматься люди свободные, азартные, бесстрашные и искренние. «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, скандальные постановки Константина Богомолова, творческие поиски Дмитрия Волкострелова, обезоруживающая откровенность Юрия Бутусова, вдохновенные фантазии Дмитрия Крымова — вот далеко не полный перечень ярких художественных побед прошедшего сезона, выходящих далеко за рамки чистого творчества, ставших событиями общественной жизни. Чем агрессивнее и безжалостнее работает государственная машина, которая, как зловещая машина времени, опрокидывает общество в «плюсквамперфект», в давно прошедшее затхлое, нафталинное время тотальных запретов и наглой цензуры, тем яростнее раскручивается пружина сопротивления — художественного, интеллектуального, гражданского. И театральный зритель меняется вместе с театром: зараженный и заряженный бешеной энергетикой художественных «преступлений», он отказывается от надоевшей и привычной роли наблюдателя и с удовольствием становится соучастником. И не боится разделять с творцами ответственность за «содеянное». Они не сдаются Главным юбилеем нового сезона станет 50-летие легендарной Таганки, театра с историей великой и трагической. Театра, который, кажется, все 50 лет ломала об колено то одна власть, то другая, театра, который стал символом свободы для нескольких поколений, театра, который сам себя раздирал когтями, как взбесившийся лев. Через 50 лет мы вместе с Таганкой вновь входим в знакомое застойное пространство немоты, слепоты и глухоты, из которого нас когда-то за волосы тащил Любимов и требовал от каждого пришедшего в театр: вырывайся! Ползи! Открой глаза! Вынь бананы из ушей! Говори! „
С этими ребятами-режиссерами надо ухо держать востро: отличить стеб от патетики практически невозможно
” Любимов теперь — живая легенда, седой капитан, сошедший со своего корабля почти последним, как и положено капитану. На легендарный крейсер теперь вступила молодая команда во главе с Дмитрием Волкостреловым, и нынешний сезон для них — как русская рулетка, где либо жизнь, либо смерть. В планах — Ибсен, Платонов, Дмитрий Быков и фестиваль пьес, созданных на основе архивных документов истории Таганки. Время Таганки стало главной темой и для «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова — там тоже готовят цикл спектаклей, возвращающих нас в прошлый век, в советскую Атлантиду, в романтичные 60-е, глухие 70-е и невероятные 80-е. Взгляд из XXI века — глазами совсем молодых, тех, кто советскую жизнь представляет по фильмам и песням того времени. Параллельно с советской классикой своего обновления дожидается и мировая классика: среди грядущих премьер «Гоголь-центра» — новые «Гамлет», «Мертвые души», «Медея», «Мандат» Николая Эрдмана. «Театр начинается», — объявил лозунг сезона Кирилл Серебренников. «Театр не сдается», — слышен подтекст. Не сдается и Олег Меньшиков, не слишком удачно завершивший свой первый сезон в качестве худрука Театра им. Ермоловой. От Меньшикова ждали событий, Меньшикова жалели критики, Меньшикова продолжали умильно любить зрители, но раздражение уже накапливалось, и Олег Евгеньевич как натура тонкая не мог этого не чувствовать. Поползли даже слухи о его уходе с руководящего поста. Но здоровое тщеславие победило: Меньшиков открывает новый сезон с победительной улыбкой и возбужденным блеском в глазах. Обещает сыграть Оргона в «Тартюфе», обещает «Синюю птицу», «Гамлета», Козьму Пруткова, «Ревизора», собирается открыть Клуб молодой режиссуры. Театр режиссеров Тренд сезона очевиден: все говорят о режиссерском, авторском театре. Неслучайно новыми художественными руководителями становятся режиссеры-авангардисты, лидеры творческого подполья, признанные «алхимики» от искусства — Клим (Владимир Клименко, Центр драматургии и режиссуры на Беговой) и Борис Юхананов (Театр им. Станиславского). Многострадальный Театр им. Станиславского, переживший за последние годы каскад актерских бунтов и сердечных приступов, с подозрением присматривается к странному пришельцу, который провел несколько доверительных бесед с каждым артистом, снял весь репертуар, закрыл театр на капитальный ремонт, объявил семимесячный мораторий на показ спектаклей и назвал первую премьеру — «Синяя птица» Метерлинка. В главных ролях — мальчика Тильтиля и девочки Митиль — вожак бунтующей актерской стаи, «человек-амфибия» Владимир Коренев и его жена артистка Константинова. Может, он издевается?! С этими ребятами-режиссерами, возраст которых неопределим и колеблется между 30 и 50, надо ухо держать востро, поскольку отличить стеб от патетики практически невозможно. Константин Богомолов ставит в МХТ «Братьев Карамазовых» — уже страшно. Юрий Бутусов ставит в «Сатириконе» «Отелло» с Денисом Сухановым и Полиной Райкиной, и судя по распределению — это просто гиньоль! Театр Маяковского открывает документальную студию «Студия OFF» под руководством Саши Денисовой, сочинителя и застрельщика театра актуального, собранного из уличных разговоров и интимных признаний. Первый спектакль студии — «Декалог», десять заповедей в современной обработке. Дмитрий Крымов играет с классическими текстами, выбирает реплику-репризу и делает из нее спектакль. Прочитал в газете чеховский Чебутыкин, что «Бальзак венчался в Бердичеве», и вот уже на афише театра «Школа драматического искусства» красуется — «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» (спектакль Дмитрия Крымова по мотивам пьесы «Три сестры»).
Возмутитель спокойствия Константин Богомолов поставит в МХТ «Братьев Карамазовых» Свою Первую студию молодой режиссуры открывает Театр Вахтангова: там уже заявлены «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло и «Птицы» Аристофана. Главный «символист» наших дней Владимир Агеев репетирует на вахтанговской сцене пьесу Метерлинка, а драматический хореограф Анжелика Холина, окрыленная успехом «Берега женщин» и «Анны Карениной», взялась за танцевальную интерпретацию «Отелло». Дебютирует на московской сцене гений современного театра канадец Робер Лепаж: «Гамлет-коллаж» в Театре Наций предназначен для одного актера — Евгения Миронова, который уже когда-то сыграл своего Гамлета у другого гения — Петера Штайна. Юбилейное. Наше все Двадцать лет со дня рождения отмечает в этом сезоне театр «Мастерская Фоменко»: спектакль под ироничным названием «Наше все» сочиняют Юлий Ким и Дмитрий Быков, в основе — неосуществленные фантазии Петра Наумовича, подсказанные ему Александром Сергеевичем. Играть премьеру будут в День рождения театра — 13 января. Камерному театру исполнилось бы в этом сезоне 100 лет, если бы его не прикончили в год 35-летия. Правопреемник Камерного — Театр Пушкина не претендует на реинкарнацию, но явно надышан «великой магией» таировской атмосферы, из которой, как из пены, возродилась и своя «Алиса Коонен» — удивительной глубины, трагизма и изящества актриса Александра Урсуляк. К юбилею Камерного будет поставлена «Машиналь» (режиссер Тимофей Кулябин, в главной роли — Александра Урсуляк) — жестокая драма по пьесе Софи Тредуэлл из американской жизни первой четверти прошлого века. Таиров поставил ее в 1933-м с неизменной величественной Коонен. Худрук театра Евгений Писарев задумал «Фигаро» с любимцем публики Сергеем Лазаревым, а британский театральный режиссер Деклан Доннеллан вернет в театр Александра Феклистова — в роли Анджело в шекспировской драме «Мера за меру». Ответом на запрет гей-пропаганды станет «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса в постановке Антона Маликова и с прекрасной Викторией Исаковой в главной роли. РАМТ отмечает 100-летие Виктора Розова, с героев которого когда-то начинался знаменитый Центральный детский театр. Вспомнить лучшие спектакли по пьесам одного из самых значимых советских драматургов и поговорить о том, как читается и ставится Розов сегодня, можно будет во время юбилейного фестиваля. Однако главным событием сезона в РАМТе уже сегодня можно назвать грядущую премьеру «Нюрнберга». Спектакль по культовому сценарию Эбби Манна (фильм Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» вышел в 1961 году и получил два «Оскара») ставит худрук театра Алексей Бородин. Выбор такого материала для постановки в молодежном театре в Москве 2013 года — уже само по себе серьезное высказывание. фотография: из архива «Гоголь-центра», Олег Черноус