Впервые в Москве открылась выставка одного из крупнейших живописцев ХХ века
«Деревенская церковь». 1898 г.«Мельница в солнечном свете». 1908 г.
«Победа буги-вуги». 1942–1944 гг.
«Композиция № XVI, композиция 1 (Деревья)». 1912–1913 гг.
«Композиция с красным, желтым, синим и черным». 1921 г.
«Фокстрот. Ромбическая композиция с тремя черными линиями». 1929 г.
«Нью-Йорк, I». 1942 г.
Питер Мондриан в Нью-Йорке. Январь 1942 г. Выставки современных западных художников к нам в последние годы практически перестали привозить. «Путь к абстракции» Питера Мондриана (1872–1944) состоялся благодаря Году Голландии в России — в Третьяковской галерее представлены 40 работ выдающегося нидерландского художника. Название экспозиции в контексте сегодняшней российской культурной политики выглядит довольно прямолинейно, если иметь в виду, что Министерство культуры не устает апеллировать к вкусам Никиты Хрущева в духе его реплик 1962 года в Манеже на выставке авангардистов — про «абстракционизм» и «проклятых пидарасов». Мондриан — основоположник мирового абстракционизма наравне с двумя русскими — Малевичем и Кандинским. В энциклопедии эти три автора перечисляются друг за другом через запятую. Но если Малевича и Кандинского мы худо-бедно знаем, то Мондриан до сих пор массовому зрителю незнаком. Скотч и краски Как-то Питер Мондриан признался: «Единственное гениальное открытие XX века — это скотч». Скотч был изобретен в 1925 году, и это действительно многое изменило в жизни художника. Его соразмерные и гармоничные прямоугольники стали возможны благодаря именно этому изобретению: выводить линии, соединять плоскости стало легче, композиции усложнялись, совершенствовались. Впрочем, к тому времени Мондриан уже определил свое направление в живописи, чему предшествовало немало чисто житейских трудностей. Родился Питер в голландском городе Амерсфорте в строгой протестантской семье, его отец был директором начальной школы и часто бывал в разъездах. Мондриан вспоминал, что их дом находился в плачевном состоянии, мать часто болела, и все хозяйство с восьмилетнего возраста вела старшая сестра Джоанна Кристина. Первые уроки рисования давали ему отец и дядя, профессиональный пейзажист. На пару с отцом он делал даже религиозные литографии для церкви. Однако тот не хотел, чтобы сын стал художником, и настаивал, чтобы он выучился на учителя рисования. Питер пошел ему навстречу, но спустя несколько лет все же решил продолжить учебу в академии художеств. Узнав об этом, отец наотрез отказался оплачивать его учебу. С деньгами помог дядя. Но обиду на отца Питер пронес до конца жизни. Даже когда отец скончался в 1921 году, Мондриан не поехал на его похороны. «Мой старый господин умер, — писал он другу, — но это мало печалит меня, и ты знаешь почему». Его ранние работы мало отличаются от пейзажей, сделанных другими местными художниками — жанровые крестьянские сценки, морское побережье, дамбы, дальние маяки. Но вскоре художник увлекся теософскими теориями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. В их основе лежала идея синтеза науки, религии и философии, вера в Абсолют, в то, что Вселенная существует сама по себе, у нее нет творца, она суть раскрытие сверхчувственных сил человека… Мужское и женское Все эти теософские идеи привлекали молодого Мондриана. Он поставил тогда перед собой задачу — «осмысление и воплощение anima mundi» (лат. «мировая душа»). Он разрабатывает собственную теорию взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) объема, идеальное соотношение которых и станет, по его мнению, той гармонией, которая будет способна изменить человека и преобразовать мир: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа — точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нем будут господствовать умиротворенные гармоничные отношения». „
Мондриан поставил перед собой задачу — осмысление и воплощение мировой души, мечтая с помощью живописи сформировать общество нового типа
” Путь к абстракции Весной 1912 года Мондриан едет в Париж учиться «чистому кубизму», знакомится с Пикассо и Браком, выставляет свои работы и даже заслуживает похвалу Гийома Аполлинера. Но вскоре разочаровывается в кубизме: «Кубизм не сделал логических выводов из своих собственных открытий, не довел абстракцию до ее высшей цели. Я чувствовал, что подлинная реальность может быть выражена только посредством чистой пластики». В Париже ему жилось довольно трудно. Работы его не покупали, и он зарабатывал на жизнь, занимаясь копированием картин старых мастеров в Лувре. Вернувшись в Амстердам, Мондриан сформулировал идеи и законы своего собственного изобретения — неопластицизма. Изобразительными средствами он объявил плоскости основных цветов (красный, синий, желтый) в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, черный и серый). Композиция должна строиться по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония. Так возникла его живописная система, главными элементами которой стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета. К абстракции Мондриан шел долго и сознательно, обосновывая свой путь теоретически (выпускал журнал «Стиль» — De Stijl) и практически — развивая эти идеи в живописи. Он писал в своем дневнике: «Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она — противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно». Синий чулок Мондриан вырос в строгой кальвинистской семье. Все находят, что внешне он был похож на сельского пастора — строгий глухой пиджак, круглые очки. Друзья называли его между собой монахом, что не совсем было верно. Как и любой художник, он был человеком увлекающимся и даже один раз чуть не женился. Еще до поездки в Париж он был помолвлен с некой Гретой Хейбрук, но свадьба не состоялась. «Ты, очевидно, слышала, — писал он потом своей знакомой, — что осенью я едва не женился. К счастью, вовремя понял, что вся эта красота — не более чем иллюзия». Вместе с тем он вовсе не был мужским вариантом «синего чулка». В 50 лет научился танцевать чарльстон, чем немало гордился, увлекался джазом, даже посвятил ему специальную статью. В 1920 году корреспондент одной из газет посетил Мондриана в его парижской квартире. «Тут я обратил внимание на последнюю работу художника, — пишет журналист, — на полотне, натянутом на мольберте, была изображена плоская геометрическая композиция. Ни в красках, ни в линиях я не заметил ни малейшей последовательности или закономерности, но от них исходило какое-то неуловимое чувство гармонии, спокойствия, уверенности. «Картина называется «Фокстрот», — сказал Мондриан, — ощущаете в ней легкие ритмические движения?» Нет, ничего такого я не ощутил, но от моего собеседника исходили такая воля, уверенность, сознание своей правоты, а возможно, и фанатизм, что я невольно стал смотреть на картину другими глазами. Не вложил ли в нее художник все эти чувства? Не в этом ли и была ее разгадка?» Однажды он не поехал к заказчику из Парижа в Дрезден, потому что боялся поезда. Именно так он объяснил причину своего отказа. Он не любил зеленый цвет, никогда не использовал его в своих работах и всегда старался так расположиться в пространстве, чтобы никакие деревья не «маячили» у него перед глазами. *** Когда в Германии к власти пришли нацисты, они устроили знаменитую выставку «Дебильное искусство» (1937), на которой демонстрировались работы «выродившихся», на их взгляд, художников. Среди тех, кто на ней был выставлен, оказался и Питер Мондриан. Он не был напуган фашистами, но все же в 1940 году перебрался в Нью-Йорк, где его назвали «одним из величайших беженцев из Европы» и устроили первую персональную выставку. Умер художник в Нью-Йорке 1 февраля 1944 года от воспаления легких. Он немного не дожил до того дня, когда союзники высадились в Нормандии. фотография: Arnold Newman