Вечный пересмешник снова блеснул и снял картину, близкую к гениальности. В прокат вышла «Жасмин» с Кейт Бланшетт в главной роли
Вуди Аллен и Кейт Бланшетт на съемочной площадке Вуди Аллен, как никто другой, умеет работать с актерами: у такого «демиурга», как он, и бревно заиграет (даже такое, как Джулия Робертс, которую критики называют порой в сердцах «поленом»). На сей раз повезло Кейт Бланшетт: несмотря на то, что она как раз совсем не «полено», а актриса вдохновенная и виртуозная, роли, подобной этой, у нее пока что не было. Это лучшее, что ей довелось сыграть, а снималась она много, и в главных ролях в том числе. В этом смысле Аллен волшебник, чародей: ко всем своим талантам, каковых у него несть числа, он, что называется, актерский режиссер. Актеров он любит, и это у них взаимно; жалеет, пестует, никогда над ними не измывается, добиваясь идеального результата одному ему известными способами. Какое-то шаманство, ей-богу: побывать бы у него на съемочной площадке, хоть одни глазком взглянуть, как это делается…
Герои «Жасмин» — в алленовском стиле: смешные и «негероические» После Бергмана Во времена своей тревожной молодости — начинал-то Вуди Аллен со скетчей, хохм, коротких реплик и этюдов, постепенно освоив, как жанр, кинокомедию, — он и актеров подбирал под стать своим эстетическим принципам: все они играли у него на грани фола, китча, отчаянно комикуя и порой даже переигрывая. Смена парадигмы, как выразился бы интеллектуал, произошла на просмотре фильма Бергмана: кажется, это было «Лето с Моникой». После чего Аллен как будто умом тронулся: мол, а я-то знать не знал, что кинематограф, это милое развлечение, разновидность эстрады и цирка на белом полотне, может быть таким многоуровневым, таким глубинным, таким метафизичным… Помешавшись на этой мысли, Аллен — что значит талант, разнообразный и гибкий! — начинает создавать целую серию «бергманоидных» фильмов, умело сочетая трагедию и комедию: и он, пожалуй, первый и единственный, кому этот жанр, трагикомедия, удается идеально. „
Недоброжелатели все время «хоронят» Аллена: мол, старик совсем выдохся, поглупел, одряхлел… Пока «старик» вдруг не выдаст нечто на-гора
” Тут, конечно, интересно понаблюдать, как комик и трагик в нем борются, и побеждает то один, то другой, причем с переменным успехом: даже в таких сложных, трагических фильмах, как, скажем, «Преступления и проступки» (об убийстве любовницы-шантажистки). Удержаться ему сложно: комик по своей природе, он пытается остановиться, изо всех сил сохранить опасный баланс, что, кстати, не всегда удается.
Даже в самой его трагической картине, «Матч Пойнт», снятой по мотивам «Преступления и наказания», где Аллен затронул наиважнейшие темы современного мира — вплоть до богооставленности, очень много изящных шуток, юмора, тонких наблюдений за человеческой природой. Такая сложная оркестровка — плавные переходы от комедии к трагедии, от сатиры до невинных шуток и обратно — наверное, прерогатива именно Аллена. Не припомню другого такого случая, когда записной остряк и клоун превращался в серьезного исследователя наших нравов и слабостей… Рано похоронили «Жасмин» — это вторая, наверное, за последние десять лет выдающаяся картина мастера. Между «Матч Пойнтом» и «Жасмин» пролегла целая полоса легкомысленных поделок, снятых им в «полпинка», на чистой технике, актерской — опять-таки! — игре и, конечно, разнообразных умениях этого выдающегося режиссера. Все эти «Римские приключения», «Полночь в Париже», «Вики Кристина Барселона» и прочее — так, необязательные кунштюки, для воскресного похода в кинотеатр с милой девушкой: чтобы и настроение себе не испортить, и девушку не расстроить, и посмеяться… И тут же забыть. Недоброжелатели — да и не только они — все время «хоронят» Аллена: мол, старик совсем выдохся, поглупел, одряхлел… Пока, стало быть, «старик» вдруг не возьмет и не выдаст нечто на-гора: долгий период до «Матч Пойнта» был тоже не слишком плодотворен; иным даже казалось, что фильм снял кто-то другой (странные слухи, но, как говорится, имели место быть). „
Аллен разделывает человечество беспощадно, почище Бальзака. Однако — опять-таки — с фирменным алленовским изяществом
” По поводу «Жасмин» ни у кого уже не возникло сомнения: вроде стиль алленовский, все на месте, юмор пополам с горечью, герои — все как один смешные и «негероические», а уж центральный персонаж — эта самая Жасмин — так вообще хоть святых выноси. Кстати, типаж и у нас ныне распространенный: до боли знакомые диалоги мы вели с одной дамой, моей соседкой — как и Жасмин, она побывала замужем за богатым, потом впала в крайнюю нищету, что не мешало ей искренно презирать бедняков и низшие классы, рабочих и докеров, продавщиц и медсестер…
Побывавшая замужем за мошенником-миллионером, Жасмин-Бланшетт, отныне одинокая элегантная сорокалетняя дама, все надеется на встречу с принцем на белом коне, постоянно врет, интересничает, склоняя свою сестру, глуповатую продавщицу в овощном, бросить «бесперспективного» любовника. Как всегда, Аллен дает себе волю, сатирически живописуя нравы «высшего общества» (жизнь Жасмин с мужем дана во флешбэках, прерывающих повествование ее нынешнего житья-бытья, после катастрофы и разорения). Но и «низшее» общество — продавщицы и их поклонники-разнорабочие тоже не блещут личностными качествами. Здесь все глупы, по-своему чванливы (дамы полусвета по-своему, продавщицы и докеры — по-своему), самоуверенны, слабы и в конечном итоге напоминают одноклеточных. Фильм абсолютно беспощаден: Аллен разделывает человечество почище Бальзака. Однако — опять-таки — с фирменным алленовским изяществом: Аллен и в этой картине, несомненно, выдающейся, ставит свои «диагнозы» не нравоучительным тоном проповедника, а в легкой манере много повидавшего, ироничного человека… Кейт Бланшетт же делает почти невозможное, демонстрируя тончайшие переходы и переливы в изображении совершенно пустой души. Выделяясь непреходящим мастерством даже в блистательном пантеоне алленовских звезд. Что тут скажешь? Браво. фотографии: Allpix Press/East News