#Выставки

#Сюжеты

А поезд идет...

2017.08.28

Обретенные образы Александра Лабаса

The New Times посетил выставку акварелей Александра Лабаса в Музее им. А.С. Пушкина

«Поезд из Москвы», 1928 г. *Н. Семенова «Лабас», «Молодая гвардия», ЖЗЛ, 2013 г. Небольшая экспозиция из собрания музея приурочена к выходу биографической книги о художнике*, первому обстоятельному и одновременно популярному исследованию его жизни и творчества. В качестве «изюминки» презентации — и книги, и выставки — впервые в залах музея будут представлены две знаковые картины Лабаса «Поезд из Москвы» и «Поезд идет». Судьба их необычна. Мертвая петля «Поезд из Москвы» художник рисует в 1928 году: на фоне светящегося золотого марева появляется черная точка поезда, какой-то символ неизвестности, то ли радостной — люди встречают поезд с цветами, дети запускают в небо воздушный змей, то ли как предощущение беды. В 1929-м картину выставили в Нью-Йорке, и там же она была неожиданно для автора продана. Лабас вообще активно тогда выставлялся на Западе — его картины, устремленные в будущее, совпадали с эмоциями советского государства и были любопытны иностранцам. Тогда же вместе с «Поездом из Москвы» не вернулись на родину картины «Мертвая петля», «Качка на аэроплане», «Пассажир». Но сюжет первой как-то мучил художника, волновал, и он решил спустя некоторое время к нему вернуться. Александр Лабас вспоминал: «Помню, я тогда под Москвой на станции рассматривал стволы берез, а в это время ехал поезд из Москвы. Появившееся черное пятно быстро надвигалось на светло-розовом палевом небе; мне неожиданно показалось все — и ритм, и цвет — как-то похожим. Это натолкнуло меня на решение картины, и я с увлечением написал ее; она действительно напоминала свежий цвет березовой коры. Мне было очень жалко, что эта картина от меня ушла далеко и не вернулась. Спустя год я попробовал ее повторить. Многие товарищи тогда считали, что мне это удалось, но мне показалось, что я этого уже никогда не смогу сделать. Получился скорее новый вариант или, вернее, новая картина…» „  

Обвинение в формализме выглядит смешным. Лабас был реалистом, стремящимся передать внутреннее состояние героя  

” 

«Поезд идет», 1929 г. Повтор картины — «Поезд идет» (1929) был приобретен Русским музеем. Сомнения автора понятны. При всей схожести сюжета из второго варианта картины исчез тот контраст беззаботности встречающей публики, солнечности дня и разлитой в воздухе тревоги от надвигающейся эпохи. Попасть в то же самое настроение «надвигающегося черного пятна» оказалось невозможно. Александр Лабас никогда не видел эти картины вместе, о первой у него остались только смутные воспоминания. И вот сейчас обе работы впервые выставлены рядом. И контраст очевиден. Последовательный формалист Хотя Лабаса, как и его друзей по искусству Тышлера, Удальцову, Древина, Штеренберга, обвиняли в формализме, это определение по отношению к художнику выглядит довольно смешным. Увлеченный движением и воспевающий в своих картинах то неуловимое чувство прострации, в которую иногда впадает человек, находясь внутри движущегося объекта, Лабас был скорее последовательным реалистом, стремящимся передать в живописи не внешнее, а внутреннее состояние своего героя. «Кроме досады, картины его ничего не вызывают», — писал в 1936 году Поликарп Лебедев, будущий директор Третьяковской галереи, в статье «Против формализма в сталинском искусстве». Александру Лабасу повезло. В то время, когда многие люди вокруг него подвергались репрессиям, его спасал в жизни какой-то свой «еврейский бог». Да, его перестали выставлять, но он занялся оформительскими работами, ездил в командировки, выполнял соцзаказы. Мистика движения преследовала его в жизни. Ее в свое время почувствовал и Малевич, когда в каждый свой приезд в Москву считал своим долгом посетить мастерскую Лабаса. «О посещении моей маленькой комнаты-мастерской и о моих работах в начале 20-х годов он (Малевич) многим рассказывал тогда в Петрограде», — вспоминал художник.

Александр Лабас, 1976 г. Кажется, что легкие, воздушные работы Лабаса подразумевают такую же легкость и авторского отношения. Но Лабас четко знал риски своей профессии: «Труд художника опасен. Художник должен быть тверд и непоколебим. А у нас художников особенно «ласкали», Малевич дважды сидел в тюрьме, другие томились в лагерях годами и десятилетиями, как Шухаев и Антощенко-Оленев, а многих расстреливали, как Древина, профессора ВХУТЕМАСа, и Семашкевича. Такое жуткое время было: художников душили, все новое в искусстве воспринималось в штыки». Небольшая выставка на Волхонке дает глубину взгляда на акварели и живопись Лабаса, о чем он и мечтал всю жизнь, утверждая, что с каждым десятилетием его работы «будут более и более понятны, ну а через 50 или 100 лет они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время, которое, мне кажется, редко кто чувствовал так, как я…»  фотографии предоставлены фондом Александра Лабаса

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share