#Кино

#Сюжеты

Гравитация против рабства

2017.08.28

Юрий Гладильщиков - о 86-й Oscar Race: гонка начинается

В декабре стартует 86-я Oscar Race — оскаровская гонка. Она продлится три месяца и завершится церемонией в Лос-Анджелесе вечером 2 марта

 http://podpiska.newtimes.ru/

По традиции у Oscar Race три этапа, первые два из которых разогревочные — ориентиры для тех, кто обожает играть в оскаровскую угадайку: дает собственные прогнозы или делает ставки в букмекерских конторах. Поиграем в угадайку и мы. Поговорим о претендентах на основные оскаровские статуэтки.

Этапы большой гонки

В последние годы The New Times делал оскаровские ставки (следует похвалиться: очень точные) лишь в начале третьего этапа гонки, уже после объявления оскаровских номинантов. Теперь мы решили изменить собственным правилам, что авантюрно, зато интересно.

Чтобы было понятнее: первый этап (декабрьский с захватом января) — это премии лучшим фильмам года, которые присуждают различные секции американских, канадских, британских кинокритиков. Таких премий не менее двадцати. Самой раскрученной остается «Золотой глобус».

Второй этап, более важный для распределения оскаровских статуэток (о чем наши пресса и ТВ в упор не ведают, комментируя «Глобус» как генеральную репетицию «Оскара»), — это призы голливудских гильдий, особенно четырех самых влиятельных: продюсерской, актерской, режиссерской и сценарной. Они все выскажутся в январе и лишь сценарная — 1 февраля.

Третий этап — финишная оскаровская прямая. Линия старта — объявление оскаровских номинантов. В этот раз «День Д» — 16 января. Третий этап отчасти пересекается по времени со вторым. Не зря. Нужно учесть, что вердикты главных гильдий, которые появятся через неделю-две после опубликования оскаровских номинаций, во многом скорректируют, если не предопределят результаты итогового голосования оскаровских академиков.

Мы затеваем игру в угадайку едва ли не раньше всех, так что не станем рисковать-предсказывать, кто именно победит. Тем более что из четырнадцати картин, вошедших в наш избранный список, многие еще никто не видел. У нас пока вышли лишь три. В самой Америке не успели выйти целых пять: есть ведь особое продюсерское понтярство — выпускать в прокат ленту, на которую делается оскаровская ставка, лишь под занавес декабря.

Но осмелимся заявить, что мы достаточно точно очертили расширенный круг фаворитов 86-й Oscar Race, основываясь не только на своих субъективных оценках, но и на раскладах, которые сейчас призраком бродят по Голливуду.

Для пущей ясности разобьем картины, которые кажутся вероятными оскаровскими претендентами, на пять групп.

Темные лошадки для нашего зрителя

1. «Станция «Фрутвейл»/Fruitvale Station

В Америке вышел, у нас — пока без перспектив

Один из самых поощряемых в Америке фильмов 2013-го, получивший приз зрительских симпатий и Гран-при жюри на внутриштатовском фестивале № 1 «Санденс». (Вы, кстати, знаете, что этот фестиваль, основанный Робертом Редфордом, проводится не в городке Санденс, а в Парк-сити и назван по имени любимого героя, сыгранного Редфордом, Санденса Кида?) Дебютант в большом кино Райан Куглер, афроамериканец (что важно для «Оскара», регулярно попрекаемого в расовой дискриминации), сделал социальную драму о другом реальном афроамериканце Оскаре Гранте, хорошем молодом сыне, муже и отце, который после расистской стычки, спровоцированной белыми псевдопатриотами, был застрелен белыми же полицейскими. Если не «Оскары», то ряд номинаций.

2. «Небраска»/Nebraska

В Америке вышел, у нас — без перспектив

Актер из фильма Брюс Дерн — знаменитость, отец актрисы Лоры Дерн получил в Канне-2013, где жюри возглавлял Стивен Спилберг, приз за лучшую мужскую роль. В ста буквах: это история о старике, которого семья называет сбрендившим, когда он решает пешком идти в штат Небраска, где родился и где его якобы ожидает выигрыш в миллион. На самом деле его разводят, тогда семья грозится сдать его в дом престарелых. И только младший сын понимает, что отец есть отец и соглашается отвезти его в лелеемую Небраску. По дороге они встретят много разных американских людей и станут лучше понимать друг друга. Режиссер Александр Пейн всегда исследует семейные взаимоотношения, поэтому считается в Америке серьезным художником. Четыре его фильма подряд номинировались на «Оскары». Два принесли Пейну статуэтки за лучшие сценарии. Вероятно, «Оскар» отметит и «Небраску», раз уж сам Спилберг наградил ее в Канне.

3. «Дворецкий»/The Butler

В Америке вышел, у нас — без намека

Еще одна громкая афроамериканская драма года, создателем которой является Ли Дэниэлс, поклонник Тарантино, создатель оскаровского хита про толстую беременную негритянку-подростка The Precious — «Сокровище». «Дворецкий» замечателен уже тем, что в основе — история прямо-таки изумительная. Речь о реальном человеке, тоже, понятно, афроамериканце, пережившем в Белом доме восьмерых президентов. Главного персонажа изображает не кто-нибудь, а один из великих чернокожих голливудцев Форест Уитекер. На обочине фильма — упомянутый расизм. Фоном фильма — такое количество голливудских звезд, что дух захватывает.

 

Кино на необычные темы с суперзвездами

4. «Не угаснет надежда»/в оригинале All is Lost («Всему конец»)

В Америке вышел, у нас — 16 января

Драма перспективного режиссера Джей Си Чендора — автора жесткого киновысказывания «Предел риска» — о недавних творцах экономического кризиса. Престарелый персонаж Роберта Редфорда, о котором мы вспомнили в связи с фестивалем «Санденс», изображает любителя одиноких яхт-путешествий, который попадает в смертоносный океанский шторм, откуда выхода вроде бы нет.

5. «Спасти мистера Бэнкса»/Saving Mr. Banks

В Америке с 20 декабря, у нас — с 23 января

Фильм уже отмеченного «Оскаром» Джона Ли Хэнкока (Сандра Буллок обрела академическую статуэтку за работу в его «Невидимой стороне») про то, в каких, оказывается, невыносимых условиях рождалась на свет голливудская экранизация книг о Мэри Поппинс. Комедия плюс байопик плюс мюзикл. Как выясняется, автор книг о Мэри Поппинс стервозная Памела Трэверс попросту «сделала» Уолта Диснея, когда тот, после двадцати лет тщетных усилий, наконец-то добился от нее прибытия в Лос-Анджелес, чтобы начать переговоры об экранизации. Уолт Дисней — Том Хэнкс, Памела Трэверс — Эмма Томпсон.

6. «Август»/August: Osage County

В Америке — с 27 декабря, у нас — с 30 января

Фильм с самой невероятной актерской компанией. В главной роли — рекордсменка по количеству оскаровских номинаций Мерил Стрип. В других ролях — Джулия Робертс, Юэн МакГрегор, Бенедикт Камбербэтч, Дермот Малруни, Джульетт Льюис, Крис Купер, Сэм Шепард, etc. Режиссер Джон Уэллс известен не слишком, но снял относительно модный фильм «В компании мужчин». Экранизация пьесы американского драматурга Трейси Леттса, за которую в 2007 году он получил Пулитцеровскую премию. Стрип изображает взбалмошную особу, которая ищет пропавшего мужа и собирает для поисков свое гигантское семейство.

7. «Афера по-американски»/American Hustle

В США — с 20 декабря, у нас — с 13 февраля

Фильм про реальную спецоперацию ФБР конца 1970-х, когда для разоблачения крестных отцов и связанных с ними коррумпированных политиков была привлечена пара аферистов, торгующих поддельными картинами. Режиссер фильма Дэвид О. Рассел, давно работающий в киноиндустрии, вдруг стал любимчиком американской киноакадемии. Два подряд его фильма, сделанных в 2010-е — «Боец» и «Мой парень — псих», были номинированы на целый ряд «Оскаров», включая самые престижные: за лучший фильм года и лучшую режиссуру. Академикам особенно нравится то, как Рассел раскрывает актеров. Сразу трое получили за игру в его фильмах «Оскары» (Кристиан Бейл, Мелисса Лео и юная суперзвезда Дженнифер Лоуренс), еще трое (Брэдли Купер, Эми Адамс и сам великий Роберт Де Ниро) были номинированы. Все они, кроме Лео, заняты и в «Афере по-американски». Компанию им составил двукратный оскаровский номинант Джереми Реннер. Далеко не все киноманы разделяют восторги по поводу фильмов Рассела. Тем не менее его новая картина, тщательно воссоздающая стиль 70-х, вновь придет к финишу далеко не последней.

Актуальное политическое кино

8. «Далласский клуб покупателей»/Dallas Buyers Club

В Америке вышел, у нас — с 27 февраля

Один из самых высокооцененных фильмов года на киноманском сайте rottentomatoes.com — 95 из 100. Чего так? А вот чего: актуально! Это картина канадца Жана-Марка Валле, режиссера «Молодой Виктории» и «Кафе де Флор». Мэттью МакКонахи играет некоего реального Рона Вудруфа, у которого в середине 80-х обнаружили СПИД. Врачи предвещали ему скорую смерть, но он мало того что не сдался — начал добывать для себя эксклюзивные лекарства, которые проходили клинические испытания. Потом и вовсе наладил подпольный бизнес и начал помогать больным. При этом не стал хорошим. Противоречивая, очень оскаровская история.

9. «Капитан Филлипс»/Captain Phillips

В Америке вышел, у нас — с этой недели, 5 декабря

Эта лента точно обретет оскаровские номинации, но от нее ждешь большего, учитывая, что ее режиссер Пол Гринграсс — автор «Превосходства Борна», «Ультиматума Борна», номинант на «Оскар» за «Потерянный рейс», обладатель главного приза Берлинского кинофестиваля за картину «Кровавое воскресенье». Фильм о том, как капитан большого судна становится заложником сомалийских пиратов (Том Хэнкс, и без того дважды обладатель «Оскара» и трижды номинант на него, наверняка отхватит очередную номинацию) оставляет без ответа главные вопросы: почему мировое сообщество не способно справиться с пиратами и почему даже американская военщина в борьбе с ними ведет себя по-детски наивно.

Фильмы режиссеров-звезд

10. «Жасмин»/Blue Jasmine

Вышел и у нас, и в Америке

Даже странно, что очередной фильм Вуди Аллена тоже относят в Голливуде к оскаровским фаворитам. Он способен поставить в тупик поклонников самого интеллектуального комедиографа всех времен. Формально это вроде бы типичный фильм Вуди Аллена, потому что он про парадоксы взаимоотношений мужчин и женщин. Но дело в том, что это трагедия. Вообще-то у Аллена всё — трагедия. Но одновременно и всё — комедия. А тут чистая трагедия, несмотря на ряд смешных диалогов и эпизодов. При этом не слишком ладно для Аллена выстроенная. Склонная к алкоголизму неврастеничка после краха супруга-мультимиллионера, арестованного за махинации, потери дома и всех денег вынуждена перебраться на временное жительство к небогатой сводной сестре. Ведет себя по-хамски, хотя полная неудачница. Врет напропалую про свое прошлое и настоящее. И в итоге не вызывает симпатий, хотя вроде бы должна. Но не удивлюсь, если исполнительница главной роли Кейт Бланшетт получит-таки «Оскар».

11. «Внутри Льюина Дэвиса»/Inside Llewyn Davis

В Америке — с 6 декабря, у нас — с 23 января

Каннские генералы, американские братья Этан и Джоэл Коэны опять сделали неожиданную — по теме и жанру — картину «Внутри Льюина Дэвиса». Приятно, что они не теряют творческой формы. «Внутри Льюина Дэвиса» — не привычный для Коэнов жесткий и кровавый саркастический триллер, а полумюзикл, погруженный в начало 1960-х: ироничная драма о жизни фолк-певца с нью-йоркской окраины, пытающегося сделать карьеру в клубах Гринич-Виллиджа — района обитания интеллектуалов и прочей богемы, обожаемого Вуди Алленом и не раз изображенного им в своих картинах. В фильме масса звезд от Кэри Маллиган и Джастина Тимберлейка до Мюррея Абрахама и любимого Коэнами Джона Гудмена, при этом главную роль музыканта-неудачника играет не слишком известный (теперь возьмет свое) Оскар Айзек. Фильм Коэнов, как всегда, забавен. В фильме важную роль играет хвостатый-усатый-рыжий, нечаянно доставшийся главному герою. В принципе, братья Коэны достойны оскаровских статуэток. Но не могут же из года в год доминировать одни и те же?

12. «Волк с Уолл-стрит»/The Wolf of Wall Street

В Америке — с 27 декабря, у нас — со 2 января

Фильм еще одного режиссера, почти все игровые работы которого (исключением в последние годы стал только «Остров проклятых») получают огромное количество оскаровских номинаций, а иногда и статуэток. Речь о Мартине Скорсезе, живом классике. Новый фильм Скорсезе — история реального Джордана Белфорта, в конце 80-х, когда ему было всего двадцать с лишним, создавшего одну из самых успешных брокерских компаний, циника и гулены, который быстро погряз в финансовых преступлениях, попал в тюрьму, зато теперь пишет книги и читает лекции о том, как зарабатывать миллионы, но честно. Судя по роликам, фильм Скорсезе — сатира на Уолл-стрит, у заправил которого от нахапанных миллионов воистину снесло крышу. В пятый раз главную роль у Скорсезе сыграл Леонардо Ди Каприо. У него за всю карьеру ни единой роли, которая не запомнилась бы зрителям. И — всего три оскаровские номинации. Почему его не любит Американская киноакадемия — одна из самых больших кинозагадок. Не удивимся, если Ди Каприо прокатят в очередной раз. При этом, напомним, у него в 2013-м была еще и потрясающая роль в спорном — выразимся так — фильме База Лурманна «Великий Гэтсби». Но этот фильм и вовсе не фигурирует в предварительных оскаровских раскладах.

Безусловные фавориты по ситуации на сегодня

Зато есть два фильма, которым в Голливуде заранее отдают пальму первенства. По ситуации на начало декабря 86-ю Oscar Race обязан выиграть либо один, либо другой. Но это всего лишь декабрь, знаете ли. Впереди еще три месяца. Тем не менее…

13. «Гравитация»/Gravity

Вышел и у нас, и в Америке

Работающий в Голливуде мексиканец Альфонсо Куарон, сделавший эту драму о человеческом одиночестве во Вселенной, о двух американских астронавтах, выброшенных в результате катастрофы в пространства околоземной орбиты, давно подбирается к громкому общественному признанию. Он был номинирован на «Оскар» (за оригинальный сценарий) за свою раскованную мексиканскую драму о сексуальном взрослении молодых людей под хорошим названием «И твою маму тоже». Он сделал самую радикальную серию поттерианы «Гарри Поттер и узник Азкабана» (тоже заслужившую две оскаровские номинации). Его обожаемый продвинутыми киноманами философский триллер «Дитя человеческое» получил уже три академические номинации — то есть все в случае с «Оскаром» идет по восходящей. Создатель «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон назвал «Гравитацию» лучшим фильмом в истории, посвященным космосу (словно и не было эпопеи «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика).

14. «12 лет рабства»/12 Years a Slave)

В Америке вышел, у нас с 12 декабря

И вот пока абсолютный фильм-фаворит. В этот раз много лент основано на реальных историях. Эта — на судьбе жившего в XIX веке Соломона Нортопа, негра (еще не было понятия афроамериканец), семьянина, рожденного свободным гражданином, виртуоза-скрипача из Нью-Йорка, которого обманом похитили в 1840-е годы и сделали рабом на луизианской плантации. Режиссер «Рабства» афробританец Стив Маккуин после жестких картин «Голод» и «Стыд» признан одним из символов нового кино XXI века. В ролях — актеры, которые тоже стали идолами новейшего кино. В частности, Майкл Фассбендер, которого Маккуин снимает всегда, а также новый сверхпопулярный теле-Холмс Бенедикт Камбербэтч и невероятная Куавенжаней Уоллис, ставшая самой юной номинанткой на «Оскар» после «Зверей дикого Юга». Компанию им составил в главной роли Чиветель Эджиофор, которого вы тоже не раз видели. «Оскаровские» амбиции фильма основаны на том, что тема рабства и десегрегации становится в голливудском кино очень важной (вспомним не только «Джанго освобожденного» Тарантино, но и биографическую драму «Али» и недавний оскаровский хит «Прислуга»). А также те награды и рейтинги, которые фильм уже заслужил. У него сверхвысокие оценки на главных мировых киносайтах imdb.com и rottentomatoes.com. В его активе приз зрительских симпатий — главный на сентябрьском фестивале в Торонто, который входит в пятерку самых авторитетных фестивалей мира (Канн — Торонто — Берлин — Венеция — «Санденс») и важен именно для «Оскара». Обладатель главного приза Торонто редко когда обходится без последующих «Оскаров».

Ждать выхода «Рабства» на наши экраны осталось недолго. Поглядим — оценим. 

http://podpiska.newtimes.ru/

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share