К наступившему году большинство выставочных площадок подготовились очень основательно. Но у всех музеев разные возможности, как и разные амбиции. Мы отобрали те экспозиции, которые жаль пропустить, — ведь никогда больше такая выставка с таким собранием уже не повторится
Федор Рокотов: Лица екатерининской эпохи
19 февраля — 24 апреля
Радует Третьяковка: именно здесь пройдут самые важные выставки сезона. Важные в том смысле, что они долгожданные и способны породить такой же восторженный ажиотаж, который вызвала в 2015-м выставка Валентина Серова, побившая все рекорды посещаемости. Начинается выставочный год в Третьяковке с Федора Рокотова (1735–1808), одного из великих русских портретистов эпохи Екатерины II. Добившись огромной славы уже в юности, он был потом забыт, вытеснен из сознания современников портретистами последующих поколений, например, Боровиковским. Знаменитое стихотворение Заболоцкого «Любите живопись, поэты…» посвящено именно Рокотову, его портрету Александры Петровны Струйской, умнейшей светской дамы тех лет, вышедшей в 14-летнем возрасте замуж за пензенского помещика.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Ф. Рокотов, портрет А.П.Струйской, Государственная Третьяковская галерея
Эти строчки, написанные в 1953-м, вырвали Рокотова из плена забвения и ввели в пантеон «небожителей». Родившийся в границах нынешней Москвы в крестьянской семье, художник, как выяснили нынешние его биографы, был внебрачным сыном одного из вельмож, благодаря чему получил хорошее воспитание и покровительство важных лиц государства. Достаточно сказать, что в 28 лет он рисует коронационный портрет императрицы, который настолько понравился Екатерине, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова. Портретная галерея, созданная художником, охватывает почти все значимые лица эпохи. Позже Рокотов становится масоном, переезжает в Москву и… умирает почти в безвестности. Даже могила его не сохранилась, зато сохранился дом художника на Старой Басманной улице. В Третьяковке покажут портреты Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб.
Тайны старых картин
27 мая — 21 августа
Совершенно уникальная выставка откроется в Третьяковской галерее летом. Это рассказ о 16 живописных шедеврах из собрания музея. Впервые посетители музея выйдут за пределы экспозиции и познакомятся с самим музейным процессом — сохранением и реставрацией живописи. Некоторые картины можно будет посмотреть как с лицевой, так и с оборотной стороны. Галерея представит материалы, объединенные вокруг того или иного полотна: эскизы и этюды, информацию о прототипах и героях произведения. Процесс реставрации был скрупулезно заснят, и зрители сегодня смогут проследить за тем, как в процессе работы специалистов иногда даже менялся сюжет картины. Будут показаны фильмы и макрофотографии, рентгенографии работ. По словам куратора выставки Светланы Усачевой, над атрибуцией многих картин сотрудники музея работали десятилетиями, неоднократно были разоблачены мистификации, а под некоторыми полотнами обнаружены неведомые шедевры. Среди представленных на выставке картин будут произведения Кипренского, Пукирева, Перова, Репина, Коровина, Бродского.
Девятый вал
29 июля — 20 ноября
В этом году Третьяковской галерее исполняется 160 лет. К юбилейной дате музей делает выставку фотографий создателя коллекции Павла Третьякова (первую картину он купил в 24 года), на которой запечатлены его поездки по странам Ближнего Востока и Европы: всего он вместе с семьей посетил 20 стран и 250 городов. Ну а главной юбилейной выставкой галереи в этом году станет ретроспектива Ивана Айвазовского, приуроченная к 200-летию со дня рождения художника. Третьяков не был большим поклонником Айвазовского, поэтому особенно придирчиво отбирал его картины для своей галереи, останавливаясь на редких небанальных сюжетах. Выставка займет все пространство на Крымском валу. Всего будут представлены 100 картин Айвазовского и 50 графических произведений. Считается, что за свою жизнь Айвазовский написал шесть тысяч картин, хотя в коллекциях насчитывается их почти на порядок больше: ведь под началом мастера работала целая артель, тиражировавшая его произведения, которые он потом виртуозно поправлял несколькими быстрыми и точными штрихами и украшал своей подписью.
Сновидения Леона Бакста
июнь — сентябрь
Его называли «волшебным» и «сказочным», он покорял своими театральными костюмами Париж, заставлял чувственно вздыхать женщин и ревновать мужчин. Выставка Льва (Леона) Бакста в честь его 150-летия в ГМИИ им. А.С. Пушкина — один из важнейших проектов музея на 2016 год. Уже одно ее название приглашает нас в мир сказок — «Лев Бакст. Созидатель снов. Видения изумруда, мечты серебра». «Мы делаем выставку, показывая то лучшее, что сделал Бакст», — сказала директор музея Марина Лошак. Наверное, лучшее у Бакста — в первую очередь период его работы в объединении и журнале «Мир искусств», инициатором создания которых он был. Бакст привнес в модерн почти восточное пристрастие к рисунку и ярким краскам, воспел необычные архитектурные перспективы и чувственные драпировки, скрывающие стремительных волооких женщин. Бакст становится ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета» Сергея Дягилева, создает декорации и костюмы к «Клеопатре» (1909), «Шехерезаде» и «Карнавалу» (1910), «Нарциссу» (1911), «Дафнису и Хлое» (1912) и другим постановкам, поражавшим зрителей сказочной роскошью, изысканностью костюмов, смелыми сочетаниями красок.
В 1910 году художник поселяется в Париже. С этих пор он всего несколько раз приезжал в Петербург: в 1909 году правительством ему было отказано в виде на жительство, и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. Лишь избрание академиком Императорской академии художеств в мае 1914-го дало ему право свободно передвигаться по стране, но художник этим правом уже не воспользовался, оставшись во Франции. Там он еще четыре года работал с Дягилевым, после чего уехал в Америку, где стал весьма популярен. На пике славы Бакст возвращается в Париж, но во время работы над декорациями для балетной труппы Иды Рубинштейн с ним случился нервный припадок, в результате которого начался отек легких. Бакст умер за три дня до нового 1925 года.
Шедевры Ватикана
31 октября 2016 — 15 января 2017
Караваджо, положение во гроб, 1602—1604 годы
И еще одна выставка, которая станет событием не только для России, но и для Европы. По инициативе папы Римского Франциска и Владимира Путина Музеи Ватикана и Третьяковская галерея обменяются двумя выставками. В России впервые покажут шедевры Ватикана, которые крайне редко покидают страну и хранятся в специально построенном для них здании ватиканской Пинакотеки. Собственно, в таком количестве они покидали Ватикан лишь однажды, когда в 1797 году Наполеон приказал перевезти все сокровища Ватикана в Париж. Одним из тех, кто начал собирать эту живописную коллекцию, был папа Пий, он был так взволнован, что умер через два года после «ограбления», и только в 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины на место. В Третьяковке покажут шедевры Рафаэля, Караваджо, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Николя Пуссена. Для «Преображения» Рафаэля выделят отдельный зал. В свою очередь, в Ватикане покажут картины российских художников, посвященные евангельским и библейским сюжетам: Крамского, Перова, Врубеля, Гончаровой.
Эйзенштейн с близкого расстояния
14 ноября 2016 — 5 февраля 2017
Наконец, в Москве в этом году пройдет большая выставка, посвященная Сергею Эйзенштейну. Один из безусловных русских гениев оставался долгое время на периферии выставочного пространства. Так что Мультимедиа Арт Музей сумел стать первым, кто представляет режиссера в полном объеме. Эта выставка перенесена на 2016 год, хотя планировалась в 2015-м — организаторы не уложились в сроки. Все пространство музея будет отдано под рисунки Эйзенштейна, графические раскадровки фильмов, фотографии, в том числе сделанные в Мексике во время съемок картины «Да здравствует Мексика!» (1932). Это трагическая история: из-за недостатка финансирования и требования советского правительства срочно вернуться домой (опасались, что Эйзенштейн может навсегда остаться в Голливуде) фильм не был закончен. Отснятый материал остался для проявки в Голливуде, однако не был возвращен, хотя договор предусматривал безвозмездную передачу фильма для проката в СССР. В разное время из 80 тысяч метров отснятого группой Эйзенштейна материала были смонтированы две полнометражные ленты — «Буря над Мексикой» и «Время на солнце». Заканчивал ленту уже Григорий Александров в 1979-м, сделав из выкупленного материала еще одну версию задуманного Эйзенштейном фильма. До сих пор идут разговоры о степени откровенности, которую предполагал режиссер в своей революционной по тем временам ленте. На выставке будут представлены не только кадры этой и других лент, но и произведения мирового искусства, которые, по словам Эйзенштейна, повлияли на его творчество. Есть один нюанс: Эйзенштейн — автор довольно откровенных эротических шаржей, которые уже неоднократно и с успехом репродуцировались и показывались за рубежом. Войдут ли они в экспозицию МАММ, неизвестно.
Близкая Африка
май — сентябрь
Маска антилопы или барана экук для инициаций и церемоний окончания траура , Квеле, Габон, Конго. Дерево. XX в.
Выставка «Река Конго» — в сотрудничестве с парижским Музеем на набережной Бранли Пушкинский музей выставляет 140 произведений декоративно-прикладного искусства Африки, доколумбовой Америки и Океании. Именно это искусство вдохнуло новую энергию в работы Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Матисса. Пикассо говорил: «Самые сильные художественные переживания я испытал, когда мне вдруг открылась изумительная красота скульптур, созданных безымянными художниками Африки…» В начале ХХ века фовисты — Вламинк, Дерен, Матисс — стали собирать африканскую скульптуру, к ним скоро приобщился и Пикассо. Его знаменитые «Авиньонские девицы» написаны под влиянием этих работ. Именно tribal art (термин, определяющий это искусство) повлиял на зарождение протокубизма и кубизма. Благодаря ГМИИ мы сможем соединить в единый зрительный ряд шедевры живописи ХХ века и то, что вдохновляло художников на их создание. Кстати, одной из первых книг на эту тему стало исследование «Искусство негров», написанное русским художником В. Матвеем (Владимиром Марковым) в 1914 году и выпущенное посмертно в 1919-м. Под влиянием Маркова Сергей Щукин и купил те африканские скульптуры, а также картины Пикассо и Матисса, которые будут показаны в ГМИИ.
Фото: tretyakovgallery.ru, religo.ru, artchive.ru, wikiart.org, buro247.ru, wikipedia.org, muzei-mira.com