«Белые ночи…» — это фильм об эпической русской жизни. О том, что жизнь русской деревни, которая многим представляется трагической, грязной, дискомфортной, на самом деле — прекрасное мифологическое бытие. Показано могучее тело народа, у которого свои праздники, свои трагедии, а мы об этом ничего не знаем. А то, что нам казалось деградацией, на самом деле было возвращением к истокам. Этот фильм — попытка «переснять» греческий миф об Одиссее на основе архангельского сельского быта: герой картины все время путешествует по огромному озеру на своей моторке. Он попадает в таинственные места, ищет кикимору… Кончаловский всегда тяготел к сельскому эпосу — скажем, в «Асе Клячиной» у него уже это было. Но новый фильм — более радикальный эксперимент, нежели «Ася Клячина». Ужасно, по-моему, что, обсуждая эту картину, все будут говорить о проблемах русской деревни, и никто не заметит, что человек на восьмом десятке лет взял и открыл новый художественный метод. Он снял так, как никогда раньше не снимали. „
«Это фильм об эпической русской жизни. О том, что жизнь русской деревни, которая многим представляется трагической, грязной, на самом деле — прекрасное мифологическое бытие»
” Это ведь практически документальное кино, которое само организовалось под руками. Кончаловский три месяца наблюдал за жизнью деревни и снимал ее, пока сюжет не отстроился сам собой. Там одна профессиональная актриса (Ирина Ермолова), все остальные — просто люди из этой реальности. Обычно, если кто-то снимает такого рода кино, оно получается страшно занудным. А это — очень динамичная, местами — очень страшная картина. В ней есть и потрясающие пейзажные кадры, хотя все снято самой обычной камерой на штативе. Эта картина, сделанная «на коленке». Но наблюдать за жизнью почтальона люто интересно. Очень хороший фильм. До слез в конце. Гениальный. И очень грустный.