Главный смак «Звездных войн» — негуманоидные чудища
Связано это с экономическим кризисом или иными причинами, но русские блокбастеры, похоже, отступили. Во всяком случае, плацдарм Нового года — главного «длинного уикенда» в координатах отечественного проката — они уступили заведомому победителю: «Звездным войнам», новой серии легендарной франшизы. Однако в соседних кинотеатрах будут и другие фильмы — как для самых маленьких, так и для совсем взрослых.
Силовой прием
Доминирование «Пробуждения силы» — именно такой подзаголовок носит Эпизод VII «Звездных войн», снятый многогранным Джей Джей Абрамсом («Звездный путь», «Остаться в живых»), — предсказуемо. Миллионные толпы фанатов культовой франшизы с тревогой ждали, как молодой режиссер вместе со студией Walt Disney переработает классическую эстетику сериала. Ведь сам Джордж Лукас, продав Lucasfilm, удалился от дел и даже в формировании сюжета никакого участия не принимал. С другой стороны, преемственность выражена отнюдь не только в названии, символике или жанре, но и в участии конкретных живых символов «Звездных войн». В кадре Харрисон Форд (Хан Соло), Кэрри Фишер (принцесса Лея) и Марк Хэмилл (Люк Скайуокер), а также Чубакка, C-3PO и R2D2, за кадром — музыка божественного Джона Уилльямса и сценарий Лоуренса Кэздана («Империя наносит ответный удар», «Возвращение джедая»). Говоря проще, это не фальшивые, а самые настоящие, аутентичные «Звездные войны». Продолжение, тридцать лет спустя.
«Звездные войны» — это снова хулиганская приключенческая история, молодые герои которой не слишком терзаются экзистенциальными или политическими вопросами
Главное достижение Абрамса — воскрешение духа самых старых «Звездных войн», первых двух серий рубежа 1970–1980-х. Это снова хулиганская приключенческая история, молодые герои которой не слишком терзаются экзистенциальными или политическими вопросами: выбрав свою — разумеется, светлую — сторону таинственной Силы, они сражаются за нее из последних сил. На уровне сюжета в «Пробуждении силы» — почти неприличное количество цитат из прежних картин, зато есть новые герои: в духе современных тенденций девушка (Дэйзи Ридли), чернокожий перековавшийся штурмовик (Джон Бойега) и очаровательный новый робот, круглый неунывающий перекати-поле, напоминающий нашего Колобка. Говоря короче, большая творческая удача для режиссера — и коммерческая для студии, которая надеется после новогодних каникул побить рекорд «Аватара».
Детское меню
Самый привлекательный мульт-фильм выходных — «Снупи и мелочь пузатая в кино» (в оригинале The Peanuts Movie). Единственный минус этой изобретательной и трогательной комедии для школьников младшего возраста — в том, как мало на территории бывшего СССР знают пса Снупи и его верного хозяина, малолетнего Чарли Брауна. В Штатах и Европе вокруг этой пары персонажей давно существует культ: образные и остроумные скетчи Чарльза Шульца действительно являются неотъемлемой частью современной культуры.
Мечтатель Снупи грезит о полетах
В полнометражном «Снупи» Чарли Браун влюбляется в девочку — рыжеволосую новенькую, только что пришедшую в класс, — но боится признаться в этом. Чтобы снискать ее симпатию, он планирует написать за нее сочинение по «Войне и миру». Меж тем сам Снупи погружен в сочинение собственного романа, в котором представляет себя как романтического авиатора. Анимация мультфильма сочетает благородный примитивизм с нарочито наивным 3D и, скорее всего, завоюет много новых поклонников для Снупи и Чарли.
Гораздо менее очевидное завоевание — новая франко-американская экранизация «Маленького принца» Экзюпери. Не решившись расширять оригинальный сюжет и отказываться от рисунков автора, режиссер Марк Осборн («Кунг-фу панда») попросту придумал свой собственный — довольно предсказуемую историю взаимоотношений девочки-отличницы и ее соседа, придурковатого старика, в прошлом — летчика и приятеля Маленького Принца. Тем не менее все канонические фразы из великой повести вы услышите с экрана и видом барашков с удавами тоже насладитесь.
Силуэт Маленького принца и его Лиса узнается и со спины
Ну а принципиальным патриотам придется сходить на отечественный хит — «Иван Царевич и Серый Волк-3». Это для детей: взрослых ждет амбициозный проект Жоры Крыжовникова («Горько!») «Самый лучший день» — караоке-комедия о провинциальном инспекторе ГИБДД (Дмитрий Нагиев), изменившем любимой невесте с заезжей певичкой из Москвы.
Новый год а-ля вестерн
«Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, триумфатора предыдущего «Оскара», казалось бы, никакого отношения к праздникам не имеет. Тяжелая и очень длинная (2 часа 36 минут) драма из времен старой Америки — о человеке, который попал в переплет, но, как явствует из заголовка, сумел из него самостоятельно выбраться. И все-таки здесь есть сцена Нового года, очень необычная. Обойдемся без спойлеров, увидите сами.
«В "Выжившем" в роли одинокого путника на фоне умопомрачительных пейзажей и умеренно увлекательных приключений — Леонардо ди Каприо»
«Бердмену» новый опус Иньярриту, конечно, уступает. Неординарный успех той картины был напрямую связан с обращением мексиканского режиссера к комедии, а не мелодраме, которую он предпочитал до тех пор («Сука-любовь», «Вавилон», «Бьютифул»). В «Выжившем» он возвращается в привычную стихию: фильм получился серьезный до напыщенности, перегруженный тяжеловесными метафорами и визуальными поэмами, за которые вновь отвечает несравненный художник камеры Эмманюэль Любецки. Сюжет при этом разочаровывающе прост. На экспедицию, отправившуюся к далеким рекам за оленьими шкурами, нападают индейцы. Нескольким искателям удается уйти от облавы. На одного из них нападает медведица и рвет его в клочья, но не до смерти. Остальное время брошенный товарищами герой медленно добирается домой. В роли одинокого путника на фоне умопомрачительных пейзажей и умеренно увлекательных приключений — Леонардо Ди Каприо.
Леонардо Ди Каприо в «Выжившем» не только стреляет, но и борется с медведем врукопашную
Все это фундаментально и живописно, особенно невероятная сцена с медведицей, самоценный шедевр внутри фильма. Музыка Рюити Сакамото и работа еще одного большого таланта — художника-постановщика Джека Фиска — едва ли не заслоняют дарование самого Иньярриту, не поднимающегося над уровнем общепринятых банальностей. Так и сам фильм слишком заметно уступает минималистскому и ироничному «Мертвецу» Джима Джармуша, канву которого в общих чертах повторяет: вновь моральная состоятельность героя-американца проверяется его отношениями с индейцами. И даже Ди Каприо, которому хотелось бы наконец-то дать «Оскара», играет куда менее ярко и убедительно, чем его антагонист, психопат-циник, сыгранный Томом Харди.
Культ личностей
Больше шансов на главную кинематографическую премию в номинации «лучший актер года» у Майкла Фасс-бендера, сыгравшего титульную роль в «Стиве Джобсе». Это не биография гения из Apple, а хитроумная и сложная разговорная драма, прихотливая драматургия которой принадлежит Аарону Соркину, создателю «Социальной сети». Можно было бы назвать два эти фильма диптихом, ведь и режиссером «Стива Джобса» изначально планировали сделать Дэвида Финчера; главную роль должен был сыграть Кристиан Бейл. Увы, что-то не заладилось, проект оказался под угрозой срыва. Спас его Дэнни Бойл, технично, хотя и без явного вдохновения взявшийся за осуществление выдающегося сценария. Окончательно фильм сложился после приглашения Фассбендера — одного из самых перспективных артистов своего поколения, не имеющего никакого внешнего сходства с прототипом.
На вопрос «Что ты делаешь?» Стив Джобс отвечает: «Дирижирую оркестром»
Его и не гримировали: видишь Фассбендера, а веришь, что Джобс. Театральная условность неудивительна: «Стив Джобс» — пьеса в трех актах, только действие ее разворачивается не на сцене, а за кулисами. Каждый акт — подготовка к презентации ключевого творения главного героя: Macintosh в 1984-м, благополучно забытый ныне «черный куб» NEXT в 1988-м и, наконец, iMac в 1998-м. Сами презентации зритель так и не увидит, зато драматизация закулисья сделана на высшем уровне и смотрится как напряженный психологический триллер. Джобс проявляется через своеобразную систему двойников. Здесь и его эгоистичная бывшая девушка, и наследующая ему во многом дочь, и честолюбивый босс, и верный друг, и соратник по работе. Единственного равного собеседника и голос разума в фильме играет Кейт Уинслет — по сюжету, правая рука и бессменный маркетолог Джобса.
Недавно Фассбендер сыграл в не лучшей экранизации «Макбета», невольно напомнив об очевидном: по-настоящему масштабных героев современному кинематографу решительно не хватает. Причем в жизни они встречаются, а сценаристам и режиссерам обычно не по зубам. «Стив Джобс» — исключение из общего правила и хорошее обещание плодотворного года для тех, кто решится начать его с умного американского кино.
Фото: imdb.com