#Кино

#Сюжеты

Парадоксы Егора Летова

2017.08.28

Фильм «Здорово и вечно» о группе «Гражданская оборона» выходит в прокат 20 ноября

летов.jpg

Эта документальная лента — режиссерский дебют Натальи Чумаковой (бас-гитаристки группы и вдовы Егора Летова) и Анны Цирлиной. Сделать полнометражное кино было решено после выхода 40-минутного видеоколлажа-компиляции «Егор Летов: Проект фильма», собранного в 2009 году из архивных материалов Натальей Чумаковой и журналистом Максимом Семеляком. Правда, сначала Наталья надеялась, что следующую, «настоящую», картину об «Обороне» снимут кинематографисты. «Но никто за это не взялся, и мы стали снимать сами», — говорит Чумакова. Наталья Чумакова рассказала The New Times о том, что осталось «за кадром», почему Егор Летов пришел в национал-большевистскую партию и по каким причинам разочаровался в ней, и что он был антисоветчиком, верящим в коммунистические идеалы.

Оттенки восьмидесятых

Этот фильм — о ранних годах жизни «Гражданской обороны», с начала 80-х до начала 90-х годов. Он о том, как группа создавалась и становилась популярной, какими были в то время страна и люди. Это жизнь Егора в Москве и его возвращение в Омск, встреча с Кузьмой (гитарист группы Константин Рябинов. — The New Times), КГБ и психушка, рок-фестивали, Янка Дягилева, проект «Коммунизм» и роспуск «ГО» в 90-м.

Основой картины стали не только архивные видеоматериалы, но и снятые специально для фильма интервью со свидетелями и/или участниками событий тех лет. Благодаря последним открылись новые точки зрения на происходившее в 80-е — иногда парадоксальные, иногда очень трогательные. Появилась возможность ощутить массу новых оттенков, нюансов того времени, той жизни «Гражданской обороны». Пересказывать это бессмысленно — картину надо просто посмотреть.

летов концерт.jpg

На концертах «Оборона» всегда отрывалась по полной. Новосибирск, 1988 г.

В ореоле борца

Жаль, что временные рамки документального фильма — один час двадцать минут — не могут вместить всего, что тогда происходило и о чем хотелось бы рассказать. Вот, например, в картине есть история о первом распаде «ГО» в 1985 году — из-за того что группой заинтересовалось КГБ. «Оборона» ведь с самого начала не нравилась властям — очень дерзкая группа с антисоветскими текстами, участники которой держали дома и, конечно, читали запрещенную литературу — от Солженицына до ранних советских изданий сочинений Булгакова… Тогда Егора отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу, а гитариста Константина Рябинова — в армию, на Байконур, хотя у него был «белый билет». Конечно, хотелось бы рассказать в фильме обо всем этом более подробно — хотя бы потому, что притеснение властей пришлось группе на руку: придало некий романтический ореол угнетенных героев, подпольных борцов. И в конечном счете способствовало повышению популярности.

концерт 2.jpg

На легендарном рок-фестивале в Новосибирске. 17 апреля 1988 г.

Коммунисты благодарны Егору

Вообще отношения «Обороны», Егора и власти — это тема отдельная, большая и непростая. Возможно, об этом тоже когда-нибудь снимут картину. Ведь для Егора, выросшего в нормальной советской семье, было важно то хорошее, что заложено в коммунистических идеях — какое-то всемирное благоденствие, счастье, посыл «все люди братья». Несмотря на всю утопичность этих идей, он продолжал верить в их достижимость. Поэтому, кстати, в середине 90-х годов он и примкнул к партии Национал-большевиков Лимонова. Егор всегда считал политику очень важной вещью. И всегда желая своей Родине только лучшего, решил, что тоже может что-то сделать, войдя в это движение. Однако он отошел от активной деятельности довольно быстро, увидев политические грязные подковерные игры, а окончательно перестал иметь дело с политикой, с политическими партиями в начале 2000-х. Но своим идеалам Егор был верен всегда. Коммунизм был для него примерно тем же, что царство Божие для христиан.

Отец Егора — Федор Дмитриевич, который был и остается коммунистом — говорит, что до сих пор к нему приходят соратники по партии и благодарят за сына. И мне кажется, коммунисты действительно должны быть признательны Егору за то, что в 1993-1994 годах благодаря ему в их ряды пришло очень много молодых людей, любивших «Оборону». И эти люди остаются там до сих пор.

Одно время Егор считал, что быть таким «гуру» — это правильно. Но довольно быстро он ушел от этой идеи — как только понял, что политики начинают использовать его в своих играх. «Гражданская оборона» была и остается очень опасной штукой для властей и для тех же коммунистов. Все понимают, что это такая вещь, которую трудно загнать в какие-то рамки и заставить играть по своим правилам.

«В России нет завтрашнего дня»

Сегодня слышу утверждения самых разных людей — мол, сейчас Егор был бы на той стороне или на этой, поехал бы воевать на Украину или уехал бы на Запад. Все рады куда-то его прицепить… Но он действительно был очень парадоксальным человеком — и в мыслях, и в действиях, так что трудно сказать, что бы он сделал. Но я почти уверена, что он вряд ли стал бы примыкать к тому или иному крылу — слишком много везде лицемерия и лжи. И эта идея — что надо с кем-то сомкнуться, пойти вместе — Егора разочаровала. При этом он считал, что нужно создать сообщество, движение одиночек — вот еще один парадокс.

В какой-то момент Егор понял, что жить с позицией «за» или «против» — означает жить в одном срезе пространства. Что есть другие, более честные позиции — видеть вещи на расстоянии, словно бы из будущего.

У него вообще было чутье на то, что может произойти. В середине 2000-х Егор, например, говорил о том, что единственно возможное настроение в нашей стране — чемоданное: «Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, ограбить, выкинуть в окно электрички инструменты… Издать какой-нибудь новый закон — и лишить тебя всего. В любой момент могут посадить, да и вообще убить без суда и следствия». Посмотрите — ведь именно это сейчас и происходит.

Что до будущего нашей картины — знаете, я даже несколько удивлена тем огромным интересом, который она вызвала. Будем работать дальше: планируем сделать фильм о более позднем периоде истории «Гражданской обороны».

летов и ко.jpg

Слева направо — Игорь Жевтун (Джефф), Аркадий Климкин, Егор Летов, Игорь Староватов на главной площади страны.  
1989 г.

фото предоставлены «Beat Films»

Материал подготовила  
Надежда Старовойтенко


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share