#Выставки

#Сюжеты

В десятку

2017.08.28

В Россию впервые привезли «Десять знаменитых евреев ХХ века» Энди Уорхола

В Еврейском музее и Центре толерантности в Москве впервые в России выставлен проект Энди Уорхола «Десять знаменитых евреев ХХ века»

Братья Маркс, известные американские комики Мартин Бубер, Франц Кафка, Сара Бернар, Джордж Гершвин, Зигмунд Фрейд, Голда Меир, братья Маркс, Альберт Эйнштейн, Луис Брандейс и Гертруда Стайн — вот герои этих портретов, призванных напомнить человечеству о величайших евреях прошлого столетия. Эти имена сами по себе — история XX века: гениальный физик, легенда парижской сцены, философ-сионист, автор бессмертной музыки, отец психоанализа, лучшие комедианты, пара великих писателей, премьер-министр возрожденной спустя тысячелетия страны. *Энди Уорхол (6 августа 1928 — 22 февраля 1987) — американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссер. Основатель идеологии homo universal, создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт». В последние годы он один из самых дорогих художников XX века в мире. В действительности персонажей больше — на одном из портретов Уорхол изобразил трех братьев Маркс (Чико, Граучо и Харпо) из пяти. Хочется приписать к этой дюжине и самого короля поп-арта*, перевернувшего визуальный мир. Однако Уорхол не еврей. Выбрать лучших Андрей Варгола (Andrej Varhola) — таково его настоящее имя. Католик из Питсбурга, он был сыном эмигрантов–русинов, перебравшихся в Пенсильванию поколение назад. В их родной деревне Микова на севере Словакии каждый второй был Варгола. Впрочем, сначала не предполагалось рисовать евреев. В 1980 году, когда известный арт-дилер, а в прошлом адвокат Рональд Фельдман предложил Уорхолу этот проект, речь шла о десяти американских президентах. От этого Уорхол сразу отказался, хотя инициатива совместной работы исходила как раз от него. Фельдман с Уорхолом познакомились незадолго до этого, случайно: художник зашел в помещение, которое собирался взять в аренду, но раздумал, и оказалось, что Фельдман уже устроил там галерею. Он, кстати, тоже был сыном эмигрантов — австрийских евреев. Уорхол заглядывал к Фельдману по субботам, гуляя с собакой, и настойчиво предлагал сотрудничать. 19 февраля 1980-го Уорхол написал в дневнике: «Десять евреев будут продаваться». Ибо евреи не только отличные продавцы, но и покупатели — из лучших. Теперь надо было решить, кого изображать. Решили, что в десятку войдут только те, кто известен в Штатах. Из списка, наскоро составленного Фельдманом, вычеркнули Густава Малера, Анну Франк, Троцкого, Оффенбаха, Бен Гуриона. Не прошли отбор и Барбара Стрейзанд с Вуди Алленом. Включили было в десятку Боба Дилана, но прошел слух, что он якобы был крещен в детстве. И хотя о той же Саре Бернар вообще ничего не известно — документы сгорели, биографию свою она сочинила сама, против Бернар возражений не было. А кандидатуру Дилана, даром что слух о крещении не подтвердился, отмели, как и предложенного Уорхолом на его место Модильяни: а жаль, он был так красив, к тому же в американских музеях столько его картин. Вместо Модильяни Фельдман выбрал Луиса Брандейса, члена Верховного суда США. Большие печальные глаза, точеный нос, изящная линия губ — к счастью, судья тоже оказался чертовски хорош собой.

Альберт Эйнштейн, физик Сара Бернар, французская актриса «Комеди Франсез»  Вначале было фото **«Диптих Мэрилин» — знаменитое шелкографическое полотно, выполненное в стиле поп-арт. Работу над ним Уорхол начал в августе 1962 года, вскоре после смерти Мэрилин Монро. Диптих выставлен в филиале лондонской Галереи Тейт в Ливерпуле.  Вопрос, почему портретов именно десять, не стоял — это уже было число Уорхола. Его знаменитая серия «Десять Мэрилин»**, выпущенная лимитированным тиражом, имела бешеный коммерческий успех. Израильский арт-дилер Саша Харари, консультант Фельдмана, предложил сделать «десять Голд». Художник отказался, пояснив, что «Голда — не Мэрилин». И с этим трудно спорить. Портрет Голды Меир между тем представляет особый интерес еще из-за фотографии, использованной для него. И тут самое время пояснить технологию изготовления портретов: изображения (фотографии) проецировались проектором на холсты размером метр на метр, затем обводились, наносилась масляная краска — и все, дело сделано. Таким инновационным методом, давшим со временем жизнь тиражной рекламе, создавались знаменитые уорхоловские портреты Мика Джаггера и Элвиса Пресли. Искусство ли это? О да! — в случае с Уорхолом, ибо он был первопроходцем и относился к процессу как к искусству, используя фотографию и проектор как инструмент, позволяющий экономить время и силы. Он превращал лицо в символ, где-то подчеркивая нанесенным вручную контуром четкость линий, а где-то смягчая черты, добавляя эмоции. Каждому персонажу присваивал свои цвета — зеленый, серый, розовый, белый… „  

Страховая цена коллекции, выставленной в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве, по оценке 2009 года, составляет десятки миллионов долларов  

”  Причем все существующие комплекты «еврейской десятки» — всего их 50 — разные. Несколько лет назад, например, в Лондоне была выставлена коллекция из семи портретов той же серии — и они выглядели иначе, бледнее, в прямом и переносном смысле. Ну а фотографию Голды Меир взяли с купюры в 10 тыс. шекелей — самой крупной, когда-либо выпущенной Банком Израиля. После деноминации они превратились в 10 шекелей, но внешний вид остался тем же. Когда выставка в Еврейском музее только готовилась, сотрудники музея исследовали документы, касающиеся героев портретов. И выяснилось, что фотография на обратной стороне купюры, где изображен визит премьер–министра в Московскую синагогу в 1948 году, сделана столичным школьником Давидом Хавкиным. Родители не пускали его в синагогу, но остановить не смогли, и премьер-министра он все-таки сфотографировал.

Энди Уорхол не только один из самых дорогих художников в мире, но и один из самых экстравагантных. Нью-Йорк, 7 августа 1982 г. Все, что за кадром Документы, книги, фотографии, марки, видео- и аудиозаписи — это тоже часть открывшейся в Москве экспозиции. Она устроена таким образом, что, находясь внутри условного выставочного круга, посетители видят сами портреты, а выйдя наружу — находят жизнеописания тех, кого Уорхол изобразил. Разглядывают обложку журнала Time с Брандейсом, смотрят кадры «Утиного супа» братьев Маркс. Надев наушники, слушают последнюю радиозапись Фрейда или Summertime Гершвина, записанную в 1935 году. Думал ли Уорхол, что его «евреев» растащат по музеям? Первые десять портретов были выставлены в Нью-Йорке в 1980 году исключительно в коммерческих целях. А сейчас портреты выставляются именно в музейных пространствах. Полный комплект «еврейской» серии Уорхола был куплен Фондом семьи Блаватник в 2005 году и сейчас находится в хранилище при Лондонской национальной портретной галерее. Работы выставлялись и в этой галерее, и в Еврейском музее в Нью-Йорке. Но все-таки первоначально это был коммерческий проект. Галерист Фельдман видел цель проекта не только в том, чтобы выбранные им персонажи навсегда остались в истории, чтобы их имена запомнили его дети и внуки. И дилер, и художник хотели прежде всего заработать. И точно рассчитали: холсты Фельдман продавал по $40 тыс., все десять уходили за $300 тысяч. Не меньше двух тысяч стоили оттиски. Сейчас только страховая цена коллекции, выставленной в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, по оценке 2009 года, составляет десятки миллионов долларов. Причем в условиях страховки отдельным пунктом прописано, что повреждение любой из картин будет расцениваться как ущерб, нанесенный всей коллекции. Потому что сам Энди Уорхол оценивал свою «еврейскую десятку» как единый арт-продукт. Таким его и надо воспринимать. 

Луис Брандейс, судья Верховного суда СШАГолда Меир, премьер-министр Израиля в 1969–1974 гг. Франц Кафка, писатель иллюстрации предоставлены Еврейским музеем и Центром толерантности

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share