Василий Кандинский на балконе своей студии в Дессау, Германия, 1930 год
Эту выставку следует воспринимать как некоторый аккорд к юбилею художника, который будет отмечаться в конце года. Третьяковка выбрала две самые известные работы мастера: «Композиция VI» (хранится в Государственном Эрмитаже) и «Композиция VII». Вместе эти работы выставлялись лишь однажды, 27 лет назад. Идея заключается в том, чтобы дать зрителям возможность сосредоточиться и почувствовать звучание, которое скрыто в этой живописи. Как говорил сам Кандинский, надо «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва».
Всего композиций было написано десять, первые три не сохранились. Художник писал их в период с 1910 по 1939 год — то есть их можно рассматривать как вехи в творчестве мастера. В «Композиции VI» его увлекала перекличка цветов. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — писал он. А «Композиция VII» соединила в себе четыре библейские темы: Судный день, Всемирный потоп, Райский сад и Воскрешение из мертвых. В экспозиции представлены эскизы к картине — художник сделал их более 30. «Жизнь, возникшая из хаоса» — так определял он смысл своей работы.
Василий Кандинский. Композиция VI, Государственный Эрмитаж, 1913 год
Автор первой в истории живописи абстрактной картины, Кандинский на долгие годы стал знаковым персонажем, равно как Малевич или Пикассо. При нацистах его картины выставлялись на выставках «дегенеративного искусства». Мечтал ли Кандинский о такой скандальной славе и мечтал ли он о славе вообще?
Монгольский князь
Отец Василия Кандинского был успешным торговцем чаем и происходил из семьи нерчинских купцов, потом ков каторжан. Семья была зажиточной и гордилась своей родословной, в которой числились прабабушка художника — тунгусская княжна и князья мансийского Кондинского княжества. Родившийся в Москве 16 декабря 1866 года Василий вместе с родителями много путешествовал по странам Европы. С детских лет он хорошо говорил по-немецки (бабушка по материнской линии была немкой). Близкие отмечали его особенный дар — он мог по памяти воспроизводить картины, а к восьми годам великолепно играл на виолончели и фортепиано. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал он впоследствии.
«Жизнь, возникшая из хаоса» — так определял автор смысл своей работы
Казалось бы, все шло к тому, чтобы юноша стал художником или музыкантом, однако родители решили по-своему. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через семь лет становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896-м тридцатилетнему Кандинскому предлагают место профессора юриспруденции в Дерптском университете в Тарту, но он неожиданно для всех решает оставить карьеру юриста и полностью посвятить себя живописи.
Молчаливый и замкнутый, он так никому и не объяснил столь решительный поворот в своей жизни. Поскольку немецкий язык был для Кандинского фактически родным, он уехал учиться живописи в Германию. В 1900 вместе с Паулем Клее поступил в Королевскую академию. В 1901-м Кандинский основал художественное объединение «Фаланга», работал в России, Голландии, Италии, Париже и Тунисе, но более всего — в Мюнхене. В 1909-м он создал «Новое объединение художников», а позже — альманах и объединение «Синий всадник» (1911). «Название Синий всадник мы с Францем* придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И на звание пришло само», — вспоминал Кандинский. К тому времени нападки на абстракционизм Кандинского стали столь сильны, что художники с между народной репутацией, такие как Клее, Фернан Леже, Xанс Арп и Гийом Аполлинер, выступили с публичным протестом против распоясавшейся критики. Тогда уже была издана и переиздана его книга «О духовном в искусстве», ставшая настольной для художников того периода, а размышления Кандинского о формах в абстрактном творчестве — круге, квадрате, треугольнике — оказали влияние на разных художников, в том числе на Малевича.
* Франц Марк (1880-1916) — немецкий художник-экспрессионист.
Абстракция и галлюцинации
В письме родственнику в 1931 году Кандинский писал: «Многие люди говорят, что мои строгие работы холодны. Есть китайские пирожные, которые, будучи только из печки, горячие снаружи, но внутри у них мороженое. Мои строгие работы — как эти пирожные, только наоборот: холодны снаружи, но жарко пылающие внутри. Так что это моя самозащита». Художник признавался, что, когда он работает над своими абстрактными полотнами, в нем все напряжено до предела и он находится чуть ли не на грани нервного срыва. Он считал, что задача художника заключается в отражении собственных эмоций и чувств, для чего у художника есть два средства — краска и форма. Эти внутренние ощущения, которые можно было бы определить как галлюцинации, необходимо уметь испытывать или искусственно в себе вызывать. Не случайно Кандинский серьезно увлекался учением Блаватской, изучал шаманские практики. Он считал, что абстрагирование — один из основных способов мышления, которое в крайнем выражении ведет к абстракционизму.
Василий Кандинский. Композиция VII , Государственная Третьяковская галерея, 1913 год
Кандинский был синестетиком — от слова «синестезия», форма восприятия мира, когда раздражение одних органов чувств вызывает ощущения, характерные для других. Считается привилегией гениев. Еще в юности он заметил, что музыка вызывает у него определенные цветовые и эмоциональ ные ассоциации. Например, звук трубы соответствовал желтому цвету, ассоциировался для Кандинского с назойливостью и безумием и воспринимался в виде треугольника. Виолончель, барабан, фанфары соответствовали оттенкам красного, означавшего «движение внутри себя», «внутреннее кипение», и геометрически связывались с квадратом. Флейта ассоциировалась с синим цветом — цветом покоя. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Кандинский.
Сухость Кандинского можно объяснять и его психической нестабильностью, что вообще характерно для всей этой знаменитой фамилии. Его двою родный брат Виктор Хрисанфович Кандинский, в частности, был основоположником русской психиатрии, впервые описавшим на собственном опыте псевдогаллюцинации, которые приводили ученого к попыткам самоубийства. Сам художник отличался чертами, которые тоже можно считать экстра ординарными. Ему была свойственна невероятная пунктуальность и аккуратность, день был рассчитан по ми нутам. Даже в мастерской он ходил все время в галстуке. Был многосторонне одарен (живопись, литература, организаторский талант, кинематограф, театральная сценография, эскизы мебели и ювелирных украшений) и испытывал непреходящий интерес к мистической литературе. Анатолий Луначарский вообще полагал, что Кандинский находился «в последнем градусе психического разложения».
Картины или бриллианты
В 1916 году в Москве Кандинский дал объявление о том, что ищет горничную. Когда ему позвонила Нина Андреевская, дочь капитана русской армии, погибшего при Порт-Артуре, он влюбился сразу, по звуку голоса, еще не видя ее. Ей было двадцать, Кандинскому — 50. Он был знаменит, она молода. Как ни странно, этот брак оказался очень удачным. Они прожили вместе все оставшиеся годы, бежав из фашистской Германии во Францию, где в бога том пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен художник и умер за несколько дней до своего 78-го дня рождения.
Когда ему позвонила Нина Андреевская, дочь капитана русской армии, погибшего при Порт-Артуре, он влюбился сразу, по звуку голоса, еще не видя ее
Нина Кандинская на выставке работ своего мужа в Мюнхене, 1976 год
Нина Кандинская много делала для пропаганды творчества своего мужа — дарила его картины в музеи, устраивала выставки. У нее была одна страсть, которой потакал художник, — она очень любила бриллианты, покупала их по всему миру и заказывала уникальные ювелирные украшения. 2 сентября 1980 года она принимала в своем швейцарском шале гостей из России. Накануне она решила пере дать в дар СССР тридцать картин своего мужа — до этого она передавала картины в музеи Америки и Франции. Приехавшие гости нашли в ванной тело хозяйки. Она была привязана к стулу, и на голове был виден след от удара тяжелым предметом. Исчезла вся коллекция бриллиантов хозяйки, но не была взята ни одна картина Кандинского. Убийцу так и не нашли. Среди прочих бытовала версия, что ее убили арт-дилеры, которым она отказалась подтверждать фальшивые работы, приписываемые мастеру. Ну а некоторые из бриллиантов вскоре появились на аукционах.
Шедевры из провинции
В эти дни в Москве в Еврейском музее и центре толерантности можно увидеть еще несколько картин Кандинского, привезенных из провинциальных музеев. Это первая часть выставочного проекта Андрея Сарабьянова, который решил показать в Москве неизвестный авангард, хранящийся в российских городах. Во время недолгого пребывания Кандинского в Москве в первые после революционные годы он активно сотрудничал с ИЗО Наркомпроса и в качестве председателя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации двадцати двух провинциальных музеев. Именно тогда впервые в художественной практике возникла идея создания музеев современного искусства. Проект носил сухое название «Формирование музеев живописной культуры». С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авто ров, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России.
По-разному сложились судьбы этих картин, некоторые были уничтожены, что-то сохранилось в запасниках. На выставку в Москве привез ли 107 картин шестидесяти авторов. В частности, из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева взяли полотна Казимира Малевича, из Нижегородского государственного художественного музея — картины «амазонок авангарда» Ольги Розановой и Надежды Удальцовой, а из Тулы привезли картины Кандинского… Удивительная перекличка полотен разных художников, работавших в 1920-х, позволяет как будто пройти сквозь толщу времени и оказаться в той эпохе, когда эмоций хватало на то, чтобы делать революцию в искусстве.
Когда некоторые собратья по художественному цеху занялись травлей абстракций Кандинского, художник в 1921 году навсегда покинул Россию. После 1922 года его работы были убраны из советских музеев. А сейчас продолжают туда возвращаться.