#Выставки

#Сюжеты

Садовод, внук садовода

2017.08.28

В Третьяковской галерее открылась выставка Павла Кузнецова (1878–1968) — крупнейшего русского художника-символиста, который до конца своей жизни находился в поисках потерянного рая

Картина «Крым. Кореиз» была написана Кузнецовым в 1925-1926 гг. Всю свою жизнь Павел Кузнецов упорно сообщал в автобиографиях, что «родился в семье садоводов», хотя на самом деле появился на свет в 1878 году в Саратове в семье иконописца. Слово «сад» стало ключевым для его творчества. «Себя я помню с трехлетнего возраста, с тех пор, когда я впервые увидел восходящее солнце весной, при переезде моей семьи в цветущие сады… — писал он в своих воспоминаниях. — На озаренном зелено-фиолетовом небе показалось золотое солнце, отражаясь в весенних водах гигантского пространства Волги…» Садоводом был дед художника — вот откуда это упоение красками природы в полотнах Кузнецова. Вновь и вновь он обращался к образу сада, цветущих яблонь. Выставка в Третьяковке (представлены работы Кузнецова из его собственного собрания, а также из коллекции Русского музея и Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева) называется «Сны наяву». Почерк сразу узнаваем: даже производственные пейзажи в исполнении Павла Кузнецова превращаются в фантастические райские сады. Некоторые картины из собрания Третьяковской галереи прошли сложную реставрацию — их покажут публике впервые за многие годы. Выставляются и ранние символистические полотна («Голубой фонтан», 1905 год), и картины периода увлечения ориентализмом («степная», или «киргизская» серия: «Мираж в степи» и «Вечер в степи», 1912, «Спящая в кошаре», 1911), и поздние произведения художника.

«Голубая роза» В 1902 году Кузнецов сблизился со знаменитым поэтом-символистом Валерием Брюсовым и попал под его влияние. Позднее именно Брюсов дал название объединению художников, которое создал Павел Кузнецов с товарищами — Сапуновым, Судейкиным, Крымовым, Сарьяном… Название это звучит одновременно и вызывающе, и романтично, и образно — «Голубая роза». Так называлась и коллективная выставка этих художников, которая проходила в Москве в 1907 году на Мясницкой улице в доме «фарфорового короля России» Матвея Кузнецова. Москвичи хорошо знают это здание — в нем до недавних дней был магазин «Дом фарфора». Выставка проходила на средства мецената и коллекционера Николая Рябушинского, издателя журнала «Золотое руно», с которым сотрудничали все поэты-символисты того времени — Брюсов, Белый, Блок, Мережковский, Бальмонт… Так что Павел Кузнецов оказался в самом центре культурной жизни и культурной полемики. Название «Голубая роза» отсылало к «голубому цветку» (аллегория жизненных идеалов) немецкого поэта-романтика Новалиса и «синей птице» Метерлинка. Участники объединения провозгласили главенство живописи и магии цвета над сюжетом. Позже, в советские годы, художникам пришлось отказываться от формальных поисков в пользу революционного содержания. Но это случилось потом, а пока в искусстве царил декаданс, творческое буйство, изощренная фантазия. Критик Абрам Эфрос в своей статье 1917 года писал: «На выставках «Руна», «Розы» и «Венка» расставлено множество, в гофрированной цветной бумаге, горшков с лилиями и гиацинтами, которые одуряюще пахнут. Стены тонно задрапированы, полы устланы сукном. Художники сидят под своими картинами, с обширными астрами в петлицах, рядом с причудливыми созданиями женского пола, которых на иных полотнах можно узнать в кривом и поразительном виде. Все жеманно и — страшно талантливо».

«Спящая в кошаре» — плод киргизской экспедиции художника, 1911 По дороге в Азию К тому времени Кузнецов уже был признанным лидером молодых художников. В 1906-м он побывал по приглашению Сергея Дягилева в Париже, где с успехом выставлял свои картины. По результатам этой выставки Кузнецов был избран пожизненным членом «Осеннего салона» и даже входил позже в отборочный комитет. «Осенний салон» — знаменитые парижские выставки, которые начали проходить с 1903 года, — там показывались все самые модные французские молодые художники: в 1905-м выставился Матисс с друзьями, в 1907-м прошла ретроспектива Сезанна и выставка памяти Гогена и т. д. Впрочем, для России успехи во Франции значили немного, куда важнее было то, что картину молодого Кузнецова купил Третьяков для своей галереи. «В один прекрасный день он, «как Байрон, проснулся знаменитым»; во всяком случае, он был введен в сонм признанных мастеров, — пишет Эфрос. — Ему была оказана высшая честь: его «Утро», со всеми своими нерожденными душами, фонтанами и сумерками, типичнейшее из типичных кузнецовских полотен той поры, было тут же по появлении своем, еще в 1906 году, приобретено в Третьяковскую галерею — первая работа и первое имя из всего этого круга молодых живописцев, попавшие в московское святилище». Однако сумеречные, романтичные картины Кузнецова того периода, принесшие ему славу, в какой-то момент стали публике надоедать. Художник начал повторяться. Увидев это, он на некоторое время замолчал и — пропал из поля зрения друзей и критиков. Что с ним происходило — было не ясно, но «Мир искусства» 1911 года принес разгадку: Павел Кузнецов выставил свои первые «восточные» полотна, привезенные им из путешествия по Киргизии. Степь, пронзительно бирюзовое небо, робкое цветение миндаля… Это стало тогда открытием (к слову сказать, и в 1960-е годы забытого Кузнецова «открыли» благодаря его живописному Востоку). Современники сравнивали художника с Гогеном, принесшим в Европу моду на ориентализм. Для Кузнецова начался «период степей и верблюдов». Потом последовала серия «бухарских» картин, представленная на выставке «Мира искусства» в 1913 году: «В горной Бухаре», «Бухарский профессор живописи», «Чаи-Ханэ», «Принцесса Харта». В 1923 году у него прошла большая выставка в Париже, которая закрепила за ним славу одного из лучших русских живописцев.

«Парижские комедианты (национальный праздник в честь Дня революции)», 1922

«Голубой фонтан», 1905 1940-е: обвинения в формализме В предисловии к каталогу своей персональной выставки в 1940 году Кузнецов писал: «Выставленные мною картины есть плод пятилетней моей работы над самыми разнообразными моментами, увлекающими меня в окружающей жизни. От индустрии до портрета, от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая». Как видим, «сад-рай» был тем образом, за который художник держался на протяжении всей жизни. Он сторонился социального заказа, уходя в пейзажи и натюрморт, погружая сиюминутные темы в живописное марево своей палитры. Воспоминания детства и в этот период были тем эмоциональным источником, который его вдохновлял. Знаменитые фонтаны Кузнецова, которые он рисовал с завидным постоянством и которые воспринимались как символы, на самом деле были его первыми детскими воспоминаниями. Когда-то они стояли на площади в родном городе художника, в Саратове, а потом их сломали. Он любил приходить на площадь летними вечерами и смотреть на них при свете луны. «Их большие чаши, — рассказывал все тот же Абрам Эфрос, — подпирались сфинксами, и мальчик устраивался так, чтобы луна приходилась как раз за ними: странные получеловечьи лица начинали сиять и жить, и Кузнецов глядел на них, пока от их изменений ему не становилось жутко. Он убегал домой, а днем, возвращаясь на площадь играть с детворой, изумлялся их мирному, бесцветному и полинялому виду. Так еще в детстве узнал он о двойном облике мира: ночном — тайном и дневном — явном». Обвиненный в формализме в конце сороковых, Кузнецов фактически перестал выставляться, он тяжело переживал критику, отдаваясь полностью работе со студентами. В отличие от многих коллег-символистов ему довелось прожить долгую жизнь и пережить своего ровесника Иосифа Сталина на целых 15 лет. Фото предоставлены Государственной Третьяковской Галереей

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share