Делая ставку на пещерный патриотизм, на агрессивное невежество, на великодержавный «евразийский» шовинизм, на отрицание мирового культурного опыта, власть ставит перед непростым выбором представителей мыслящей, просвещенной части общества. Перед тем меньшинством, которое сегодня определяет пути развития современного российского искусства, литературы, музыки, театра. Судите сами, какие театральные события привлекли особое внимание зрителей в этом сезоне.
В «Гаргантюа и Пантагрюэле» (Театр Наций) воспевают прекрасное бесстыдство /фото: Сергей Петров/Театр Наций Спектакли Константина Богомолова: «Карамазовы» (МХТ), «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Театр Наций), «Лед» (Варшавский национальный театр). Один из самых радикальных режиссеров нашего времени, декларирующий искусство жесткое, бескомпромиссное, злободневное. Двенадцать спектаклей выпустил «под крышей» Олега Табакова — на сцене МХТ и «Табакерки». В этом сезоне покинул МХТ после конфликта с руководством перед выпуском «Карамазовых». Руководство театра выпустило спектакль в авторской версии, без единой правки. Сезон Богомолов заканчивает уже в должности режиссера «Ленкома», где в начале сентября представит премьеру пушкинского «Бориса Годунова» с Александром Збруевым в роли Годунова, Игорем Миркурбановым в роли Отрепьева и Марией Мироновой в роли Марины Мнишек.
Мужской мир «Мертвых душ» («Гоголь-центр») — мрачные призраки российского абсурда / фото: Алекс Йоку/Гоголь-центр Две громкие премьеры выпустил в этом году Кирилл Серебренников в «Гоголь-центре» — остросатирическое музыкально-буффонадное кабаре по поэме Гоголя «Мертвые души» и антиклерикальный, антитоталитарный памфлет «(М) ученик». «Гоголь-центр» в этом сезоне продолжал расширять рамки жанра, предпочитая не замыкаться в исключительно театральном пространстве. Одним из знаковых событий театра стал вечер под названием «Запрещенный театр», который включил в себя выставку, посвященную истории советской цензуры, дискуссию о формах цензуры современной и премьеру спектакля «(М)ученик». Театр на Таганке отметил свой юбилей. «Группа юбилейного года» во главе с Дмитрием Волкостреловым завершила свою миссию, огребла на этом пути кучу скандалов, но выдержала все испытания достойно. Лучшими работами молодой команды стали завершающие сезон премьеры — «1968. Новый мир» и «Радио Таганка». Настоящим открытием сезона стала «Мастерская Дмитрия Брусникина» — актерский курс Школы-студии МХАТ, в репертуаре которого уже несколько спектаклей — «Бесы», «Это тоже я», «Второе видение», «Выключатель». Несмотря на юный возраст и ученический статус, студенты Брусникина могут составить конкуренцию любой профессиональной труппе. По энергетике, по разнообразию актерских навыков и пристроек, по умению мыслить на сцене, владеть и управлять вниманием зрителя, по самостоятельности сценического мышления, по редкой свободе существования и высказывания, по всему выходит, что «Мастерская» — это готовый театр. И ужасно жалко будет, если эта возможность не реализуется. Национальная театральная премия «Золотая маска» уже не первый год существует вопреки государственному идеологическому тренду: фестиваль упорно продолжает отмечать и награждать тех, кто рискует, кто пробивает границы и стены, кто уверенно прокладывает путь русскому театру в мировую культуру, а не прочь от нее. Эти поиски в высоких чиновничьих кабинетах называют не иначе, как «происками», и пытаются всеми возможными способами загнать, законопатить «Маску» в герметичное пространство патриотического духовно-нравственного консерватизма. Держаться «Маске» все труднее.
Актерский подвиг сезона — работа Евгения Миронова в театральном аттракционе Робера Лепажа «Гамлет. Коллаж» (Театр Наций) /фото: Артем Геодакян/ИТАР-ТАСС Театр Наций в этом сезоне продолжает формулировать свою художественную программу, ее контуры становятся все определеннее и четче: Евгений Миронов и его команда делают ставку на театр без границ, театр космических фантазий и возможностей, в котором приветствуется переплетение всех зрелищных жанров, объединенных идеей художественной и интеллектуальной свободы. Это проявилось и в грандиозном проекте Робера Лепажа «Гамлет. Коллаж», и в популярном в мире жанре «бродилки», приуроченной к юбилею Шекспира. «Шекспир. Лабиринт» — совершенно завораживающее зрелище, которое приучает к индивидуальному восприятию театра, к театру, отвергающему массовое шаблонное сознание. Итак, в этом сезоне, очевидно, побеждает театр ансамблевый, театр единомышленников — не только в творческом, но и в идеологическом смысле. Видимо, сгущающаяся атмосфера всеобщего подозрения и ненависти, нарастающий государственный контроль, успешные попытки власти расколоть, развести интеллектуальное сообщество, радикализировать общественные настроения, установить диктатуру большинства диктуют этому спектаклю свои мизансцены, в которых в одиночку не выжить. Только вместе.