#Кино

#Сюжеты

Взлетная полоса препятствий

2017.08.28

С отечественного «Экипажа» на экранах начинается сезон блокбастеров

На фоне горящих островов и извергающихся вулканов герои «Экипажа» — Агне Грудите, Данила Козловский, Владимир Машков — чувствуют себя вполне уютно

Для российского кинематографа «Экипаж» — серьезный рубеж. Всего второй (после «Сталинграда») фильм в престижном формате IMAX. Не разглашаемый, но явно внушительный бюджет. Попытка повторить сенсационный успех одноименного хита Александра Митты, поразившего весь СССР в 1980-м. В общем, нешуточное испытание даже для таких профи, как команда «Легенды № 17», продюсера Леонида Верещагина и режиссера Николая Лебедева. Но зритель об этом, разумеется, не думает. Для него это лишь очередная прокатная сенсация, стоящая в одном ряду с другими громкими премьерами года. А ряд впечатляет: несколько отечественных блокбастеров и заведомо мощные голливудские проекты. Конкурентное преимущество у «Экипажа» одно — в ряду амбициозных и долгожданных российских массовых фильмов 2016 года ему повезло оказаться первым.

Вулканическое приключение

Молодой и норовистый пилот-стажер вместе с опытным и вечно угрюмым командиром экипажа попадает в немилость авиакомпании — повздорили и даже подрались с жлобом-акционером, посмевшим закурить в пассажирском салоне. Чтобы не увольнять, их отправляют в долгосрочную ссылку — и тут с далекого экзотического острова, где горные разработки и вулкан (остров вымышленный), доносится сигнал бедствия. Терять героям нечего, и они устремляются навстречу приключениям. Первые минут сорок фильма — утомительная и подробная экспозиция, знакомство с большинством персонажей. Оставшиеся полтора часа — головокружительная авантюра, снятая в современном 3D, с превосходной, мирового класса, компьютерной графикой. Настоящий фильм-катастрофа, разыгранный, как по нотам.

К «Экипажу» наверняка прилепят этикетку «патриотического блокбастера», сейчас это принято — а для дорогостоящих проектов, оплаченных среди прочего из госбюджета, считается едва ли не обязательным. Меж тем здесь есть даже спич на тему патриотизма подлинного и мнимого — в исполнении самого Сергея Шакурова, по сюжету, пенсионера-авиаконструктора: он считает, что в стране, где бедствуют старики, кричать о любви к родине безнравственно. «Экипаж» и не кричит. По большому счету это невинная сказка о побеге двух фрустрированных мужчин из мира тотальной несправедливости в зону бедствия. Именно и только там можно вершить добро своими руками, не дожидаясь санкции начальства, и буквально творить чудеса (сцена пересадки пассажиров по воздуху из одного падающего самолета в другой достойна того, чтобы войти в анналы жанра).

К концу года Козловскому предстоит чудесным образом эволюционировать до крестителя Руси Владимира в фильме «Викинг»: от безобидного стихийного бунтаря против системы — до духовной скрепы во плоти

Повторить то сенсационное — в том числе и в эротическом смысле — впечатление, которое когда-то произвел на советских людей старый «Экипаж», новый фильм при всей зрелищности и эффектности, разумеется, не в состоянии. Парадокс в том, что фильм Митты казался тогда удивительно несоветским, почти Голливудом. «Экипаж» Лебедева, напротив, стремится быть идеальным советским фильмом, но сделанным с применением новых технических возможностей. В нем хватает советского прекраснодушия, взаимовыручки и самоотверженности, безобидного юмора и нешуточного драйва. При всем этом Лебедев умудряется дозировать ностальгию: в первую очередь его фильм ценен как современное развлечение. Все-таки чувствуется, что для режиссера уроки Митты не были так важны, как уроки Спилберга. Хотя в отличие от Спилберга Митта согласился сыграть в новом «Экипаже» крохотную роль.

Герои нынешнего поколения

Но, конечно, публика обратит внимание на других актеров: смотрящих на нас с каждого плаката летчиков в исполнении Данилы Козловского и Владимира Машкова. Очевидно, их участие для многих — фактор более важный, чем отсылка к хиту советского проката или беспрецедентные спецэффекты. Поиск идеального героя сегодня для российского кино не менее важен, чем поиск чаши Грааля для рыцарей Круглого Стола. Пока дело продвигается со скрипом. На экранах чередуются одни и те же лица — и ни одно из них, согласно статистике, не может считаться гарантией высоких сборов. Однако продюсеры продолжают делать суеверные ставки на «звезд».

Сразу в двух блокбастерах этого года в главной роли — памятный по «Сталинграду» Петр Федоров («Дуэлянт» и «Ледокол»), в двух — Машков (кроме «Экипажа» вновь «Дуэлянт») и в шести (!) — Козловский. Если в уже вышедших «Статус: свободен» и «Пятнице» он сыграл привычную со времен дилогии «Духless» роль вальяжного современного горожанина, а в «Хардкоре» — нетривиальную роль харизматичного злодея, то в «Экипаже» Козловский вдруг оказался эталонным героем, настоящим спасителем и прирожденным идеалистом. Интересно, что к концу года ему предстоит чудесным образом эволюционировать до крестителя Руси Владимира в фильме «Викинг»: от безобидного стихийного бунтаря против системы (таков он в «Экипаже») — до духовной скрепы во плоти.

Похоже, системная проблема отечественных блокбастеров — все же не столько в художественном качестве или актерской игре, сколько в той путаной системе ценностей, которая предлагается зрителю. Подлинная история последнего русского царя («Матильда» Алексея Учителя) соседствует с мифическим жизнеописанием Владимира Святого, фильм-катастрофа о придуманном настоящем («Экипаж») предваряет выход фильма-катастрофы о таком же бедствии, только реальном и из прошлого («Ледокол» Николая Хомерики — о столкновении корабля «Михаил Громов» с айсбергом в 1985 году). А «Дуэлянт» обещает погрузить нас в авантюрный XIX век с петербургскими бретерами и якутскими шаманами.

Итог? Повальный эскапизм, перманентное чувство то ли случившейся, то ли грядущей катастрофы — и лихорадочный, пока безрезультатный, поиск спасителя, который сможет кому-то помочь.

Быстроходные черепахи

Неудивительно, что в этой ситуации публика предпочитает надежного поставщика утешительных развлечений: Голливуд. Вслед за «Экипажем» крупные американские фильмы будут выходить практически каждую неделю, и так до конца лета.

В очередном «Первом мстителе» супергерои снова вместе — но теперь друг против друга

Открывает марафон «Первый мститель: Противостояние» Энтони и Джо Руссо, ответ студии Marvel конкурентам из DC, недавно столкнувшим лбами Бэтмена и Супермена. На этот раз схлестнутся другие два супергероя — Капитан Америка, разочаровавшийся в циничном правительстве, и Железный Человек, раньше предпочитавший сольную карьеру, но только-только оценивший преимущества командной работы. Каждому из Мстителей придется занять чью-то сторону, свалится с неба и Человек-Паук. В общем, картина обещает быть беспрецедентно масштабной, и первые отзывы с тестовых просмотров — восторженные. Насладиться «Противостоянием» можно будет уже на майских праздниках.

Нас ждет встреча с героями, которые в отличие от любых других не подведут, — стремительными земноводными Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэлем

12 мая на смену супергероям придут разноцветные птицы и зеленые свиньи. Пугающая анимационная экранизация популярнейшей игры «Angry Birds в кино» обещает положить на лопатки детей и взрослых: гарантирован абсурдный и непристойный юмор, а также качественная графика. Но это лишь краткая разрядка перед явлением очередной утомительно-многолюдной компании всемогущих существ в комбинезонах. Неделю спустя на экранах окажутся «Люди Икс: Апокалипсис» Брайана Сингера, когда-то умного и тонкого режиссера («Обычные подозреваемые»), продавшего душу и тело всемогущим мутантам.

Мутанты в «Людях Икс» из серии в серию выглядят все привлекательнее

Дальше — больше. Одновременно, толкаясь и брызгая слюной, в прокате нарисуются «Алиса в Зазеркалье» и «Варкрафт». Первая картина, поставленная вовсе не Тимом Бёртоном, как предыдущая часть, а неким Джеймсом Бобиным, обещает уйти от первоисточника еще дальше, то есть нас, вероятнее всего, ждет визуально умопомрачительная и совершенно бессодержательная ахинея. Вторая лента, напротив, попытка концептуализировать и снабдить внятным сценарием культовую компьютерную игру, превратив ее в масштабное фэнтези о совместной войне людей и орков против темных сил. Режиссером «Варкрафта» стал сын Дэвида Боуи — известный по «Луне 2112» и «Исходному коду» Дункан Джонс.

Лето начнется с премьеры «Черепашек-ниндзя-2» от продюсера Майкла Бэя: торжество экшен и окончательное фиаско здравого смысла. А заодно нас ждет встреча с героями, которые в отличие от любых других не подведут, — стремительными земноводными Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэлем. И ведь это только начало сезона блокбастеров, в течение которого российским конкурентам Голливуда волей-неволей придется потесниться.

Фото: imdb.com

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share