«Мы не намерены впредь финансировать проекты, носящие явно очернительный, антиисторический характер, которые оплевывают нашу историю и дела наших предков», — заявил министр культуры Владимир Мединский, отчитываясь перед депутатами Госдумы за итоги 2014 года.
Среди фильмов, получивших поддержку государства, добрая половина так или иначе связана с тремя темами: войной, историческими победами России и триумфом православия. Похоже, начинает сбываться мечта г-на Мединского — кино встает на службу русскому оружию и безоглядному патриотизму. Пароксизм римейкинга Год начнется с опоздавшего к юбилею Первой мировой (выйдет в прокат в конце февраля), но все равно ожидаемого фильма режиссера Дмитрия Месхиева «Батальонъ». Сюжет: женский батальон смертниц по приказу Временного правительства отправляется на германский фронт и там показывает чудеса героизма. Картина запоминается стриженной под ноль депутатом Государственной Думы Марией Кожевниковой (фракция «Единая Россия») и орущей дурным басом в жанре «слуга царю, отец солдатам» Марией Ароновой. Съемочную площадку в Питере посетил лично министр культуры. На 2015-й выпало 70-летие победы во Второй мировой, и неудивительно, что из двенадцати игровых авторских картин, получивших помощь государства, пять посвящены именно этой теме. Разумеется, не отказали в помощи работе Андрея Кончаловского «Вики» — о княгине Вере Оболенской, которая участвовала во французском Сопротивлении. Князи и княгини нынче опять в почете, их больше не показывают уморительно картавившими врагами советской власти. Картина Федора Попова «Коридор бессмертия» расскажет о событиях в блокадном Ленинграде и о девушке, ставшей участницей строительства Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, известной как «Коридор бессмертия». Событиям 1944 года посвящен другой обласканный Министерством культуры фильм: в «Единичке» Кирилла Белевича советские войска спасают глухонемых польских сирот. В пароксизме римейкинга, охватившего страну, министерство поддержало также «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова — с гламурными девушками и хорошеньким Петром Федоровым и «Председателя» Алексея Мурадова, сюжет которого напоминает знаменитый одноименный фильм с Михаилом Ульяновым. Еще две картины из разряда «авторских» обращены в прошлое: «Спитак» Александра Котта — в недавнее, «Созвездие Марии» Александра Борисова — в отдаленное. О чем рассказывает «Спитак», понятно из названия — о страшном землетрясении 1988 года в Армении. Что касается «Созвездия Марии», то здесь — XVIII век, модный нынче Север, морской офицер с отважной женой и, по признанию самого режиссера, «определенный патриотический накал». Как на патриотический накал денег не дать? Дали, само собой.
Державные блокбастеры Немного хуже по части государственных денег вышло у Петра Буслова с его «Крестителем» — картиной о князе Владимире. Дорогостоящий проект («Бюджет свыше 15 млн — очень большая историческая картина должна быть», — объясняет сам режиссер) поначалу то ли не вызвал энтузиазма у экспертов Минкульта, то ли они решили, что Буслову в состоянии помочь РПЦ, числящаяся у него в спонсорах, но деньги дали на условиях частичной возвратности. И, да, съемки будут проходить в Крыму при содействии Госсовета Крыма. Уже запущен в производство и в начале следующего года должен потрясти зрителя свежей мыслью об исключительности и сверхдержавности России блокбастер «Громовержец». Вредные американцы по сюжету срывают испытания российского суперистребителя, но догадайтесь, кто в итоге окажется в выигрыше, а кто будет посрамлен? И еще догадайтесь, кто управляет этим суперистребителем? Правильно: Безруков. Фильм в основном будет снят на деньги Министерства обороны, но и у Минкульта создатели ленты получили 55 млн. Особые надежды возлагаются на анимационный патриотический блокбастер «Сергий Радонежский», что сейчас в производстве «Да-Студии». Министр культуры уже назвал его «русским анимационным «Аватаром». Что он под этим подразумевал, сказать трудно, потому что уже опубликованные кадры из фильма пока демонстрируют унылую псевдоправославную риторику вкупе с убийственно банальным изображением. Как заявляют создатели ленты, в фильме показано «развитие одного из самых великих святых — от детства до святости». Само собой, будет множество куполов и велеречивых диалогов. А еще авторы уверяют, что соберут в прокате примерно 850 млн руб., и их чувство юмора похвально. Чуть скромнее заявляют о своих притязаниях создатели другой отчизнолюбивой ленты — «Муром. История Петра и Февронии», обещая кассу в 600 млн. Правда, и бюджет у них скромнее — 290 млн против почти 400 млн у «Сергия». «У нас все кино патриотическое, потому что снимается на государственные деньги, — считает кинорежиссер, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Владимир Бортко. — Мне, правда, никто никогда таких установок не давал — мол, снимай патриотическое кино. Но у меня — да, кино получается патриотическим, потому что я снимаю для своей страны, а мне нравится страна, в которой я живу». С прошлого года Минкульт также взялся за помощь патриотическим сериалам. В ближайшем будущем нас ждут сериалы «Севастополь приказано сдать!» — о битве за Севастополь, «Молодая гвардия» — об известной краснодонской группе подпольщиков, «Земля-воздух» — о команде советских ракетчиков, отправившихся в 1965 году во Вьетнам помогать сражаться с американцами, «Чернобыль» — о противостоянии советской разведки и ЦРУ на фоне катастрофы, «Зорге» — экранная биография знаменитого разведчика, «Кинооператоры. Любить, чтобы жить» — о том, как Сталин лично спас ценные кинопленки, которые потом легли в основу известного фильма «Москва наносит ответный удар».
Увеличить
Деньги на ветер На собственных ошибках у нас не принято учиться. В 2014 году все наиболее ожидаемые патриотические фильмы, получившие максимальную господдержку, с треском провалились в прокате. При бюджете в $21 млн и при массированной рекламе смехотворные $1 млн 694 тыс. собрал «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Надежда и гордость Минкульта — «Василиса» Антона Сиверса о Василисе Кожиной, возглавившей в 1812 году партизанский отряд, обошлась в $7 млн. Однако на выходе эта картина показала, что гулькин нос — не предел минимального. $302 тыс. в прокате — это даже не треск, это уже фанфары. Чуть лучше выступил тяжеловес «Поддубный» с достойным такого большого мужчины бюджетом в $12 млн — он собрал в прокате чуть больше половины от истраченного. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей уверен, что патриотическое кино и в следующем году будет иметь печальную прокатную судьбу. «Такие фильмы и дальше будут проваливаться в прокате, — считает он. — Те, кто дают на них деньги, делают это не для зрителя, а для своего руководства. Это привычная советская традиция. На словах будут рапортовать о щедром инвестировании российского патриотического кино, но молодые люди, для которых все это, кстати, и затевается, будут смотреть американскую продукцию. Так что деньги на патриотический кинематограф — выброшенные деньги». А вот известный режиссер Андрей Прошкин не готов упрекать государство в насаждении любви к родине средствами кино. «В нашем обществе сейчас существует желание, чтобы ему рассказывали, какие мы все хорошие, а особенно — какими хорошими были раньше. Тренд на патриотизм существует не только у власти, он есть и внутри общества, это взаимное движение. Тут есть другая проблема: наше кино стало очень однообразным стилистически и тематически. У нас снимают огромное количество агиток — есть агитки, неумеренно восхваляющие прошлое, но много и таких, которые теми же методами это прошлое пытаются перечеркнуть. В результате из процесса вообще вымывается хорошее кино, а действительно талантливые люди не могут пробиться, они тонут в количестве поднятой пены».
А судьи кто? Директор Нового института культурологии, киновед Кирилл Разлогов видит проблему в неверном понимании патриотизма теми, кто выделяет деньги на кино. «Что такое патриотическое кино? Это фильмы, которые вписываются в представления нации о ценностях. Существует два мнения о том, что такое патриотическое произведение. Кто-то считает, что надо вскрывать проблемы. Кто-то — что надо снимать исключительно о победах. И тут все упирается в то, как понимают патриотизм те, кто дает деньги. Но разве фильмы Луцика и Саморядова, картины Алексея Балабанова — это не патриотическое кино в истинном смысле слова?» В представлении Минкульта и Фонда кино — структур, ответственных за раздачу государственных денег кинематографу, — патриотизм в кино не мыслится вне военной тематики. Причем не просто военной, а победной. С некоторых пор всякое историческое кино у нас подцензурно: сценарии изучают в Российском военно-историческом обществе (председатель — все тот же Владимир Мединский) на предмет исторической достоверности. Часто эксперты блокируют кинопроекты в соответствии со своими представлениями о правде в искусстве — к примеру, в минувшем году они забраковали сценарий Петра Тодоровского «Встреча на Эльбе». Видимо, фронтовик Тодоровский имел куда более размытые представления о событиях, в которых участвовал, чем соратники Владимира Мединского. Гете, не самый глупый человек на свете, сказал: «Не бывает ни патриотического искусства, ни патриотической науки». Его бы точно не взяли в эксперты Минкульта. Фото: kinopoisk.ru