#Культура

#Политика

«Чем меньше у людей денег, тем они более гостеприимны»

2009.12.03 |

Грацианский Сергей


Австриец Ульрих Зайдль прославился как документалист. За его работы — «Модель», «Животная любовь» и «Иисус, Ты знаешь» — спорили крупнейшие фестивали мира. В игровом кино режиссер оказался не менее успешен. Его первая художественная картина «Собачья жара» получила спецприз жюри Венецианской Мостры. Новый фильм Зайдля «Импорт-экспорт» — драма об украинской медсестре, едущей на заработки в Европу, и австрийском охраннике, от нечего делать отправляющемся на Восток, — этой весной претендовал на «Золотую пальмовую ветвь». На Московском кинофестивале картину показали в программе «Гала-премьеры».

«Чем меньше у людей денег, тем они более гостеприимны. На Западе невозможно представить себе ситуацию, чтобы тебя пригласили в гости, а ты задержался не на два часа, а на день или даже на неделю. Для Украины это абсолютно нормально. Конечно, жизнь на Западе куда более благоустроенна. Я и подумать не мог, что в домах бывает так холодно, а в холодильниках так пусто».

Ульрих Зайдль — Сергею Грацианскому

Вы можете одним словом охарактеризовать свое кино?
Будильник. Все, что я снимаю, должно взбудоражить зрителей, вернуть их из придуманного ими благополучного мирка в суровую действительность. Мои фильмы напоминают о вещах, которые подсознание заботливо выталкивает из памяти. Есть места, куда обывателю вход закрыт, а потому он будто бы и не знает об их существовании. Дома престарелых, например. Я распахиваю перед зрителем двери таких учреждений: входи, смотри! Люди не хотят думать о старости и смерти. Как только человек стареет, его стремятся изолировать от общества, чтобы он своим видом не смущал окружающих. Я узнавал: к большинству обитателей хосписов и домов престарелых никогда не приходят посетители. Этих людей просто заперли в четырех стенах и забыли о них. А ведь умирать в одиночку еще страшнее — каждому хочется, чтобы у его смертного одра стоял кто-то близкий, кому можно сказать последнее прости. Конечно, существуют медсестры и нянечки, которые ухаживают за больными людьми, но это всего лишь физическая помощь. Ни о какой духовной близости, моральной поддержке тут речи не идет.

Почему в «Импорте-экспорте» Вы показали Австрию и Украину? В других странах проблемы те же.
Безусловно, но в кино невозможно показать все и сразу, все равно придется выбрать какое-то конкретное место для съемок. Вот я и отправился в путешествие по Европе. Сначала хотел снимать в Румынии, но мне показалось, что эта страна уже почти не отличается от западных государств. Поэтому я выбрал Украину — на мой взгляд, именно там резче всего видна граница между Западом и Востоком. А с Австрией все было ясно изначально: я там живу, и опять же ситуация в Австрии дает адекватное представление о Европе в целом.

Как Вам работалось на Украине?
Трудно. А главное — холодно. Мы приехали зимой, мороз был минус 30 — не слишком привычные для нас условия. И к тому же мои украинские сотрудники не всегда понимали, что я делаю. Я никак не мог им объяснить, что привык снимать камерное кино, с маленькой, гибкой, понимающей все с полуслова командой, поэтому категорически неспособен работать, когда меня окружает толпа. А там каждую минуту кто-нибудь стоял у меня над душой.

Легко было найти общий язык с местными жителями?
Я очень серьезно готовился к этому проекту и, прежде чем начать съемки, ходил со своим водителем и переводчиком по украинским домам, чтобы понять, как эти люди живут, чем занимаются. Удивительно, но не было случая, чтобы кто-то захлопнул перед нашим носом дверь. Все хозяева оказались потрясающе радушны. Причем чем меньше у людей денег, тем они более гостеприимны. На Западе невозможно представить себе ситуацию, чтобы тебя пригласили в гости, а ты задержался не на два часа, а на день или даже на неделю. Для Украины это абсолютно нормально. Я бы назвал это умением жить. Конечно, жизнь на Западе куда более благоустроенна. Я и подумать не мог, что в домах бывает так холодно, а в холодильниках так пусто. В Донецкой области, где мы снимали «Импорт-экспорт», во многих квартирах зимой не было не только отопления, но даже воды! И таких больниц, как на Украине, вы в Австрии никогда не увидите. И безработицы там такой нет. Славянские женщины, правда, очень красивые. Но если вы меня спросите, что же гонит героя-австрийца на Восток, то я отвечу: бездуховность. Да, в украинских больницах не хватает врачей, медикаментов и чистого постельного белья, зато больных, которые там лежат, еженедельно навещают родственники! Я это видел собственными глазами. И поверьте, эти люди страдают куда меньше, чем их западные собратья по несчастью.

Восточноевропейские страны рвутся в Евросоюз. Что Вы об этом думаете?
Ничего хорошего. Востоку не стоит брать пример с Запада, он должен развивать свои сильные стороны: культуру, нравственные ценности, а не гнаться за капитализмом. Зачем вам нужна эта уравниловка?


«К большинству обитателей хосписов и домов престарелых никогда не приходят посетители. Этих людей просто заперли в четырех стенах и забыли о них». Кадр из фильма «Импорт-экспорт»

Люди хотят хорошо жить.
Я все понимаю. Но жизнь в Европе совсем не такая безоблачная, как вы себе представляете. Чем дальше распространяется капитализм, тем меньше значит человеческая личность. И потом — мы несвободны.

Что Вы имеете в виду?
Нам говорят, что мы свободны, но что мы можем изменить? Каждый из нас является частью рынка труда, и, чтобы на нем удержаться, нужно вести себя по установленным в обществе правилам. Как только ты проявляешь свободу выбора, тебя вышвыривают вон и все блага цивилизации на этом заканчиваются. Идеальный пример — голливудское кино, которое больше всего напоминает сеть супермаркетов: богато, дорого, но везде одно и то же. Если же ты снимаешь что-то непохожее, немедленно возникают проблемы с прокатом.

Вы снимаете тяжелые, мрачные, пессимистичные фильмы. Но сами-то Вы видите свет в конце тоннеля?
Снимать такое кино, поверьте, куда труднее, чем мелодрамы или комедии. Поэтому я бы ни за что не взвалил себе на плечи этот груз, если бы не верил, что мир может измениться к лучшему, что у людей может быть больше достоинства и свободы. Готового рецепта, как исправить ситуацию, у меня в кармане, конечно, нет. Единственное, что я могу сделать, это заставить людей задуматься. Может быть, коллективными усилиями мы что-нибудь и придумаем.

Несмотря на серьезность темы, затронутой в «Импорте-экспорте», люди в зале часто смеются. Вы ожидали, что реакция будет именно такой?
Я очень рад, что сумел найти комическое в трагическом. Для меня это признак высшего пилотажа. Я сам люблю посмеяться и не вижу ничего плохого в том, что какие-то эпизоды вызывают у зрителей смех. По-моему, это ханжество — запрещать людям над чем-то смеяться, прикрываясь тем, что существуют какие-то неприкосновенные, священные темы. Смеяться надо, особенно во время тяжелого фильма, потому что смех освобождает. Я же не палач и нарочно мучить никого не собираюсь.

Считается, что в Австрии два великих режиссера: Михаэль Ханеке и вы. Статус национальной гордости австрийцев Вас не тяготит?
Это не я, это все журналисты. Я о таких вещах стараюсь не задумываться. Просто делаю все возможное, чтобы каждый последующий мой фильм был лучше предыдущего.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share