Крестный ход в Петербурге в память о перенесении мощей святого князя Александра Невского внезапно стал поводом для долгих разговоров в среде людей вполне светских, церковь посещающих только по большим праздникам или вовсе никогда. Светские люди напуганы. В Сети мелькают заголовки — «Крестный ход стал демонстрацией против «Матильды»! Звучат даже советы бежать прочь из этой страны. Интеллигенция снова обнаружила плохой народ и рада рассказать, как тяжко ей, ранимой и нежной, рядом с плохим народом живется.
Ну, впрочем, есть у разговоров и серьезная составляющая: бесконечные потоки угроз, которые люди, присвоившие себе право вещать от имени всей Православной церкви и даже от всего народа русского, кого угодно смутят, особенно в стране, где принято судить за слова куда более невинные. Этих почему-то не судят. А за словами — горячие дела: сожженный кинотеатр, сожженный автомобиль. Все это, конечно, провоцирует на сильные обобщения.
Крестный ход в День перенесения мощей святого князя проводится в новой России с 2013 года. В старой — и вовсе учрежден в XVIII веке легкомысленной императрицей Елизаветой. Ежегодно на него выходят десятки тысяч человек. И вот только теперь два плаката с упоминанием фильма Алексея Учителя превратили в глазах прогрессивной общественности праздник в какой-то митинг мракобесной и страшной силы. Которая, видимо, хочет зла, но блага не совершает.
И ВОТ ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ ДВА ПЛАКАТА С УПОМИНАНИЕМ ФИЛЬМА АЛЕКСЕЯ УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТИЛИ В ГЛАЗАХ ПРОГРЕССИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПРАЗДНИК В КАКОЙ-ТО МИТИНГ МРАКОБЕСНОЙ И СТРАШНОЙ СИЛЫ
Известный журналист Александр Тимофеевский, свидетель, которому нет оснований не верить, наблюдал происходящее своими глазами. Он рассказывает: маленькая группка с плакатами против «Матильды» даже до конца крестного хода не дошла. Царебожники, убедившись, что их раз сто или тысячу сфотографировали и засняли на видео, плакаты свернули и отправились по своим делам. Главное-то дело они уже сделали — убедили легковерных зрителей, что все сто тысяч человек пришли на Невский душить свободы, а по окончании мероприятия двинутся, видимо, жечь кинотеатры.
Колоть общество, как во времена оны кололи специальными щипчиками сахар, чтобы пить с ним чай вприкуску, — любимая игра Кремля. Верхушка РПЦ, грезящая о превращении Церкви в какое-то подобие министерства пропаганды, рада Кремлю подыграть. Руководство Церкви не спешит одергивать наиболее рьяных священников вроде одиозного Дмитрия Смирнова и даже не осуждает публично теоретиков и практиков новых погромов. Цель церковного руководства при этом понятна. Но вот для чего либеральная общественность (допустим, это словосочетание что-нибудь значит) рвется Кремлю подыгрывать — откровенно говоря, загадка.
Церковь любят упрекать в превышении собственной влиятельности, подсчитывать, сколько людей приходит в храмы на главные праздники и сколько способны ответить на вопрос, исходит ли от Сына святой Дух (если вы вдруг не в курсе, это один из ключевых догматических вопросов, на века поссоривший нас с католиками). И это все, наверное, оправданные упреки. Но как не считай, а все равно за Церковью — миллионы наших сограждан. Самых разных, из которых далеко не подавляющее большинство рвется кого-то жечь (иначе сожгли бы уже) и готово на ура принимать агрессивный бред разномастных радикалов.
Они имеют право — такое же, как и все прочие граждане РФ, — проводить, к примеру, митинги и шествия, собираясь мирно и без оружия. Так это записано в Конституции, и так это было в Петербурге. Ну а то, что на сцену вылез какой-то там начальничек и наговорил глупостей, — совершенно неизбежная черта русской жизни. Тут не возмущаться надо, а веселиться.
И уж точно не надо эти миллионы сограждан оптом записывать в мракобесы, вычеркивать из жизни, высматривать в них врагов. Это фальшивое противопоставление, очередной этап скачек вокруг выдуманных проблем, нужный только действующей власти, но уж точно не жителям Российской Федерации вне зависимости от того — верующие они, атеисты или агностики.