20 сентября у торгового центра «Москва», который находится по странному стечению обстоятельств как раз в Москве, собрались около 150 трудовых мигрантов, в основном — выходцев из Таджикистана. Намечалась серьезная драка с охраной центра, и только появление полицейских не позволило конфликту перерасти в бойню. 30 приезжих и одного сотрудника ЧОП, охраняющего «Москву», задержали.
У конфликта есть причина: за несколько часов до стычки чоповцы избили таджика, работавшего центре. Избили сильно, думали, что убили, завернули в тряпки и выбросили в мусорный бак. Кто ж его хватится — наверняка нелегал. Но хватились свои и пришли восстанавливать справедливость.
За описаниями конфликта в социальных сетях однако — понятный страх. У страха глаза велики, некоторые даже расслышали на видеозаписях, которые попали в интернет, автоматные очереди (хотя никаких автоматов у гастарбайтеров полиция не обнаружила). Это очень древний страх перед чужим — перед человеком другой культуры, другой внешности, других традиций. Страх, который никакой политкорректностью не вытравить, который всплывает, когда коренной видит пришлого. Сам собой всплывает — иррациональный, тяжелый и давящий.
Почему охранники ТЦ избили человека до полусмерти и выбросили на помойку? Потому что не видели в нем человека и верили — им за это ничего не будет
Он был почти в моде во времена докрымские и довоенные, когда казалось, что за националистами — реальная сила, когда с националистами даже пыталась заигрывать власть. Проблемы незаконной миграции обсуждались в тех же ток-шоу, где теперь только беды Украины и происки Трампа, любой конфликт на национальной почве становился темой номер один и для государственных, и для окологосударственных, и для оппозиционных СМИ. На память о тех временах — кочующее из программы в программу у одного прогрессивного политика требование ввести визовый режим со странами Средней Азии.
И вот теперь этот страх возвращается. Именно так — «они захватили наш город, они чужие, их боятся, им позволяют то, чего никому больше здесь не позволяют», — реагировали в начале сентября на стихийный мусульманский митинг у посольства Мьянмы в Москве. Полиция действительно тогда митингующих не тронула, и контраст между отношением правоохранителей к толпе, выкрикивающей угрозы, в том числе и в адрес российских буддистов, и их же отношением к мирным митингам политической оппозиции был очень и очень явным.
Ту же реакцию вызвали и кадры с прорывом полицейского оцепления на проспекте Мира после празднования Курбан-байрама. Громадная толпа молодых людей спокойно смела металлические барьеры и, перекрыв оживленную трассу, двинулась напрямую к метро. Сила, уверенность в своей правоте плюс растерянность ОМОНа… И все тот же обывательский страх.
Здесь мы становимся на скользкую дорогу, но пройти по ней все равно придется. Проблемы — и с приезжими из государств Средней Азии, и с согражданами с Северного Кавказа — реальны. В разговоре о них, в их обсуждении, в коллективном поиске ответов нет криминала. И уж точно больше прока, чем в бесконечных обсуждениях бед украинского народа. Видеть проблемы и честно говорить о них не только можно, но и нужно. Вот только ксенофобия — плохой способ, чтобы этот клубок распутывать.
Единственный настоящий выгодополучатель от нагнетания обывательского страха перед Чужим — нынешняя российская власть. Ей нужно постоянно оправдывать свое существование, и чем сложнее в России жизнь, тем сильнее ей это нужно. Убедить граждан в том, что если бы не солнцеликий Путин, солдаты НАТО давно бы вытоптали наши нивы и сожгли наши хаты, — все-таки довольно трудная задача. Иное дело — поиграть в игру с чужими. Вот они, рядом, здесь, и страх перед ними — он такой естественный. И кто нас защитит, кроме раскормленной нами же корпорации охранников, в которой заодно рядовой чоповец и самый великий из всех полковников ФСБ? Странно будет, если власть в такую игру сыграть не попробует. Но не надо ей подыгрывать.
Почему охранники ТЦ избили человека до полусмерти и выбросили на помойку? Потому что не видели в нем человека и верили — им за это ничего не будет. Да и не было бы, если бы сородичи не пришли мстить. Перестать видеть в них рабочий скот, вернуть людям человеческие права — куда более верный путь к разрешению проблем миграции, которые сегодня кажутся неразрешимыми. И, конечно, требовать от государства мелочи — выполнения собственного миграционного законодательства и борьбы с теми представителями государства, которые любые проблемы с миграцией привыкли решать за счет банальных поборов. И еще — страшно заикаться, но России от этого никуда не деться, — требовать вернуть конституционный порядок в отдельные, почти уже суверенные национальные анклавы.
И — это, возможно, первоочередная задача — не бояться мусульман, которые вышли на площадь, а добиваться того, чтобы любой гражданин РФ мог реализовать свое конституционное право, — собираться мирно, без оружия, осуществлять митинги, собрания и шествия… Даже если этот гражданин не имеет привычки носить при себе напоказ травмат. Это в современном мегаполисе вообще лишняя привычка.