Фото: kinovolna.tv
В ситуации вокруг «Матильды» выиграли все стороны конфликта. Выиграли радикальные фундаменталисты, которые благодаря фильму нашли друг друга и консолидировались. Также выиграла Поклонская, которую, согласно опросу ВЦИОМ, поддержали в борьбе с «Матильдой» 17% россиян. Это приличный результат. Как политик, она обрела новую группу поддержки. Также выиграл Алексей Учитель, поскольку его фильм получил сумасшедшую раскрутку. Еще в выигрыше те, кто вкладывал в «Матильду» деньги, а также Министерство культуры, которое теперь может сказать, что в российское кино можно вложить деньги и потом их отбить. Кроме того, выиграла прогрессивная общественность — скандал вокруг фильма стал поводом указать на то, что нынешняя ситуация в стране ненормальная и что Россия шагает назад, в архаику, вместо того, чтобы двигаться вперед.
Все эти разговоры о скрепах позволили вырваться наружу определенным силам. Мы увидели оскал православного фундаментализма, русского фашизма — можно назвать как угодно. Однако власть начала притормаживать всю эту историю, это произошло из-за того, что государство почувствовало угрозу для себя и для всех людей. Режиссер Алексей Учитель все-таки в определенном смысле выиграл. Многие люди, которые и не собирались смотреть «Матильду», пойдут ее смотреть из-за возникшего шума и конфликта. Кассовые сборы, думаю, будут довольно высокие.
«Выиграла прогрессивная общественность — скандал вокруг фильма стал поводом указать на то, что нынешняя ситуация в стране ненормальная»
В конфликте вокруг «Матильды» выиграли государство и гражданское общество, а проиграли радикалы и экстремисты. Государство заняло правильную позицию, в том числе в лице Мединского, выдав прокатное удостоверение. Власть изначально проявила слабость и трусость, однако потом решила не прогибаться перед экстремистами. У нее хватило здравого смысла понять, что если дать слабину, радикалы сядут на шею.
Поклонская приобрела широкую известность, однако известность эта крайне негативная.
Мне кажется, конфликт был искусственный — это просто создание повестки и тестирование ситуации, в том числе изучение того, кто поверит в существование сильных православных экстремистов и вообще консолидированную позицию православных как таковую. Пока все больше напоминает историю с прошлогодним выступлением Константина Райкина против цензуры в искусстве — все забыли.
«Конфликт был искусственный — это просто создание повестки и тестирование ситуации, в том числе изучение того, кто поверит в существование православных экстремистов»
Я рассматриваю этот конфликт, как противостояние между Средневековьем и цивилизацией, мракобесием и прогрессом. Есть ощущение, что в России в последние годы линия мракобесия побеждает, и дисскусия вокруг «Матильды» была одна из линий фронта. С одной стороны, мракобесам не удалось заблокировать показ фильма, а с другой — им действительно удалось вести абсолютно безумную дискуссию на федеральном уровне. Также и Учитель, и его коллеги, с одной стороны, подверглись травле, с другой — кампания против них привлекла внимание к фильму.
Православные активисты и Наталья Поклонская проиграли, потому что они ничто без помощи хотя бы какой-то части государства. Как только власть поняла, что у нее пытаются отнять право применения силы, она достаточно жестко все это пресекла. Элита старается не допустить резкого расщепления, а Поклонская грань перешла. Теперь Госдума не знает, как от нее избавиться. Фильм Учителя вызвал раскол в обществе, который был неизбежен.
«Элита старается не допустить резкого расщепления, а Поклонская грань перешла»
В этой ситуации выиграли все монархисты, а проиграло общество. Конфликт был не между критиками Николая II и теми, кто его канонизирует, а между двумя монархическими течениями. Одно из этих течений создает Николаю II, чьи руки по локоть в крови, облик наичеловечнейшего человека. Коннотация фильма Учителя, безусловно, об этом. Другая сторона предлагает воспринимать его как святого. И та, и другая тенденция является антиреспубликанской. А Учителю было бы честно указать Поклонскую в титрах как человека, который приложил максимальное усилие для популярности киноленты.