Дэвид Финчер крайне редко общается с журналистами, но в Каннах он сделал исключение из этого правила. Среди немногих, кому удалось поговорить с режиссером, оказался корреспондент The New Times.
«Зодиак» основан на реальных событиях. Что Вы знаете о том, как продвигается расследование?
Никто не знает, кто на самом деле убил всех этих людей. Насколько мне известно, дело открыто до сих пор. Снимая картину, мы не мечтали найти настоящего преступника. Это нелегкая задача, что бы вы ни думали. Помню, когда я учился в школе, а потом в колледже, мимо меня постоянно проезжали полицейские машины с мигалками, и я думал, что знаю о Зодиаке все. Но это не так. С самого начала эта картина была для меня не расследованием, которое необходимо довести до конца, а захватывающей загадкой. О зрителях я не думал. Сам не знаю, хотел бы я посмотреть такой фильм или нет.
В фильме очень плотный и насыщенный сценарий. Надо думать, он продиктован реальными событиями?
Мы много говорили о картине, прежде чем приступить к съемкам, — с продюсерами, оператором, автором сценария. Мы прекрасно понимали, что придется от чего-то отказаться — история перенасыщена подробностями. И мы сделали выбор в пользу текста. Ведь фильм не о моде и быте 1960 —1970-х, а о том, как люди получают и переваривают информацию. Если бы мы взялись за доскональное воссоздание времени, никто бы не понял, что происходит. В этом отношении для меня важна музыка. Я вообще всегда внимателен к саундтреку. Я хотел, чтобы в «Зодиаке» все слушали радио. Чтобы музыка не вела интригу, а мягко ее поддерживала. Вот, пожалуй, и все. Наверное, многие сочтут такую манеру тяжеловесной и скупой, но по-другому картину было не сделать.
Фильм, однако, получился весьма современным.
В картине все реально, и это чувствуется: я сам ежедневно сталкиваюсь с массовым безумием и истерией. В определенном смысле эти события похожи на то, что происходит сейчас. Тут есть и «телефонный терроризм», и угрозы взорвать школьный автобус, но не это главное. Грубо говоря, «Зодиак» — фильм о поисках хоть какой-нибудь правды. О том, как люди пытаются совладать с тем, что их пугает. «Детектив о серийном убийце» заканчивается примерно на 45-й минуте «Зодиака», а дальше остаются лишь персонажи, их характеры. Именно они становятся материалом для расследования.
Считаете ли Вы, что «Зодиак» достойно представляет США в конкурсе и может получить приз?
Мне совершенно все равно. Я просто счастлив быть здесь. Я понятия не имею о том, как картины соревнуются между собой и какие у них преимущества. Посмотрите вокруг: здесь красиво, атмосфера прекрасная! А о получении призов пусть волнуются другие.