События года по версии The New Times
27 января в храме Христа Спасителя на Поместном соборе Русской православной церкви 508 голосами из 677 Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Кирилл
Событие знаменательное, поскольку РПЦ явно нуждается в обновлении, а новый патриарх — человек целеустремленный, энергичный, образованный, не боящийся открыто говорить о проблемах Церкви и, что важно, обладающий харизмой. За прошедшие 11 месяцев со дня избрания Кирилл успел немало. Первые его шаги были направлены на создание нового образа Церкви — более открытой заботам людей. Образован синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества, а также cекретариат Московской патриархии по зарубежным учреждениям. Патриарх практически полностью сменил «церковное правительство», расставив на ключевых должностях своих единомышленников. Впрочем, многие считают, что выбор делался по принципу личной преданности, а не эффективности. Впервые важный пост в РПЦ занял мирянин — председателем синодального информационного отдела патриархии назначен Владимир Легойда, который, правда, не отличается чрезмерной широтой взглядов. Ему принадлежит, например, такое высказывание: «Парадокс в том, что терпимость как ведущий принцип порождает нетерпимость к определенной, особенно принципиальной, позиции. Возмущение по поводу запрета на проведение кощунственного гей-парада в Москве — одно из бессчетных тому доказательств». Главным же достижением вновь избранного патриарха, по общему мнению, стал десяти-дневный пасторский визит на Украину. Кирилл объехал всю страну, включая западные ее регионы, настроенные резко против и России, и РПЦ. В отличие от Медведева, он посетил мемориал жертвам голодомора 30-х годов и произнес там речь, осудив сталинские репрессии. Хотя патриарх отколовшейся от РПЦ Украинской православной церкви Филарет обратился к украинцам с предупреждением, что визит Кирилла «имеет целью лишить страну независимости», а в Киеве и других городах прошли акции протеста, верующие встречали патриарха восторженно, а иерархи говорили, что «кончилось время безначалия для украинской церковной жизни». В отличие от своего предшественника, Кирилл всеми силами стремится привлечь в церковь молодежь. На состоявшемся в мае Всемирном русском соборе обсуждалась молодежная доктрина РПЦ, в ней присутствует вполне революционный пункт о диалоге с молодежными субкультурами. До того патриарх встречался с байкерами, а после собора состоялась встреча Кирилла с молодежью в спорткомплексе «Измайлово». На ней он фактически расписался в полной лояльности режиму: «Церковь, находясь вне политики и не отдавая никаких предпочтений тем или другим политическим силам, утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам».
Власть вполне отвечает патриарху взаимностью: он удостоен звания «Человек года», по его настоянию Минобразования решило вернуть со следующего года в школы преподавание основ православной культуры, к концу 2010-го при Минобороны появится структура, в которую войдут от 200 до 250 штатных священников. Государство также теперь будет признавать дипломы высших духовных учебных заведений.
В известном смысле правы оказались оба участника дискуссии, которую в преддверии выборов патриарха провел The New Times. Протоиерей Михаил Ардов говорил, что Церковь и дальше будет оставаться в услужении у государства. «Кого бы ни выбрали, роль Московской патриархии в политической жизни, в правительственных пиар-кампаниях будет от года к году возрастать». Что касается диакона Андрея Кураева, то он высказал тогда мнение, что в случае избрания Кирилла наступит эра не служения, а равноправного сотрудничества Церкви с государством. «Во всех поступках и действиях митрополита Кирилла есть ставка на то, что Церковь будет самостоятельным участником политических раскладов в России». Про Кирилла известно, что он выступает за развитие церковной экономики, без чего реальной независимости от власти не добиться. С большими оговорками, но его можно отнести также к сторонникам диалога с другими церквами. Единственного реального соперника Кирилла, главу церковного аппарата митрополита Климента Кураев оценивал не слишком высоко: «Климент всегда делал карьеру за счет тихого согласия на аппаратные заказы... Если выберут человека школы митрополита Климента, то это путь в позолоченное гетто. Такая, знаете, юбилейно-банкетная жизнь под маской благочестия».
Умеренный консерватизм Климента импонировал многим, но все же церковное большинство отдавало себе отчет в том, что преобразования необходимы. Поэтому оно отдало предпочтение Кириллу.
Новый патриарх действует напористо и эффективно, однако все заметнее становится, что вопреки ожиданиям стремится Кирилл не столько к очищению и возвышению церковной жизни — а это залог того, что люди потянутся в церковь, — сколько к клерикализации общества. И тут без государства и сильных мира сего не обойтись. Показательна в этом отношении история с древнейшей, XII–XIV века иконой Торопецкой Божией Матери: несмотря на протесты искусствоведов и музейщиков, Минкульт в декабре решил передать ее в недавно построенную в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» церковь Святого Александра Невского. Сделано это по просьбе Кирилла.
Год назад в преддверии выборов патриарха The New Times писал о деревенском священнике, который признавался, что с этими выборами особых надежд не связывает, поскольку никакие преобразования не помогут Церкви, если она не расстанется с советским прошлым, а это возможно лишь через покаяние. Пока до него дело не дошло.
Патриархи Русской православной церкви (годы предстоятельства)