Афиша выставки «Театр жизни Каролы Неер»
«Трехгрошовая опера» по пьесе Б. Брехта. Берлин,
апрель 1929 года Коллекция семьи Беккер
Выставка «Театр жизни Каролы Неер» — совместный проект Международного «Мемориала» и Гёте-института в Москве с участием целого ряда немецких и российских организаций. На сайте «Мемориала» отмечено — «В знак солидарности с Кириллом Серебренниковым». О жизни актрисы рассказывают фотографии, афиши, архивные документы, аудиозаписи и фрагменты из фильмов. В России Каролу Неер знают до обидного мало. Между тем она была очень известна в Веймарской республике, где в 1920-е годы культурная жизнь била ключом. Карола играла главные роли в пьесах Шекспира и Бернарда Шоу, Гауптмана и Эдена фон Хорвата. Но чаще всего ее имя связывают с авангардным театром Бертольда Брехта. Именно Карола Неер блистала в знаменитой «Трехгрошoвой опере» — и в брехтовском спектакле, и в одноименном фильме Георга Пабста (1931).
Для многих современников она была еще и образцом эмансипированной женщины — спортивной, раскованной, уверенно чувствующей себя за рулем автомобиля и даже самолета. Она была победительницей по характеру, и казалось, что жизнь всегда будет ее баловать. Но случилось иначе: к власти в Германии пришел Гитлер, и актрисе вместе с мужем-коммунистом пришлось эмигрировать в Советский Союз. Судьба иностранных коммунистов в СССР была трагической, в частности, 70% эмигрантов из Германии перед войной были репрессированы сталинским режимом — об этом также рассказывает экспозиция. По словам Рюдигера Больца, директора Гёте-института в Москве, «выставка показывает гораздо больше, чем трагический путь звезды театрального небосклона и берлинского общества».
Фото арестованной Каролы Неер, Архивно-следственное дело Нейер-Геншке, ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-61632
В спектакле «Кукули» по пьесе Андре Ягер-Шмидта Неер исполняла заглавную роль. Мюнхен, 1927 год Deutsches Theatermuseum Foto: Heyden