В. Епихин «Женщина с зеркалом». 1995 г.Культура тела. В московской галерее «Дом Нащокина» — выставка «Обнаженная натура. XX век». Впервые в одной экспозиции собраны работы в жанре «ню» почти всех значимых русских художников — от Серова и Кустодиева до Тышлера и Любарова
В аннотации к выставке сказано, что «нагота — это явление естественной красоты и единства человека как творения природы и мироздания. Обнаженная натура рождает сложную гамму чувств, олицетворяя необъяснимый закон мироздания: красота — созидательное начало, создающее гармонию».
Вряд ли наши сограждане относятся к обнаженному телу так же трепетно, как организаторы выставки. Да и большинство художников, выставленных в «Доме Нащокина», признает: при рисовании с натуры никто из них не задумывался ни о «гамме чувств», ни о «законах мироздания». Обнаженная натура — лишь основа художественного ремесла. «Это входит в курс любого классического обучения как обязательная вещь, — говорит художник Владимир Любаров. — Работы в стиле «ню» — больше изучение анатомии, нежели выражение какого-то эротического образа. Можно сравнить художника, рисующего обнаженную женщину, с врачом, который говорит своей пациентке «разденьтесь», для того чтобы более подробно изучить ее болезнь. Другое дело, что живописец изучает не болезнь, а красоту и пластику».
При пристальном разглядывании картин понимаешь, насколько кардинально за последнее время изменилось представление о женском теле как о предмете вдохновения. Современным женщинам, помешанным на диетах, фитнесе и параметрах 90-60-90, вход на выставку заказан. Нынешним мужчинам, для которых идеалом красоты является Анджелина Джоли, весящая 55 кг при росте 173 см, — тоже. Владимир Любаров говорит, что в начале и середине прошлого века об идеальных формах были совершенно иные представления. «Я помню свое детство — 50–60‑е годы. Худоба и стройность были не то что не в моде — к худым женщинам относились, как к больным. Моя мама была худой, и все вокруг ее жалели. Идеалом же была полная женщина — она считалась здоровой. Сейчас же слово «полная» звучит как оскорбление...»
Обратная ситуация с обнаженкой мужской. На выставленных полотнах почти невозможно увидеть так называемый пивной жирок — неотъемлемый атрибут большинства современных мужчин. Например, картина Петра Кончаловского «Купание Красной конницы» (написанная в 1928 году к десятилетию Красной армии и выставленная в Москве впервые) изображает строителей коммунизма с четко прорисованными кубиками мускулов на животах. Лошади тоже не отстают: их стройности позавидовал бы рысак Ливелин, выигравший последний лондонский стипль-чез. В эпоху раннего сталинизма именно такие торсы считались нормой. Времена меняются — и мы меняемся вместе с ними. В первую очередь — наши представления о прекрасном.
А. Зверев «Обнаженная». 1950-е гг.
В. Любаров «Свидание». 2004 г.
А. Лентулов Этюд к картине «В мастерской художника». 1923 г.
А. Фонвизин «Портрет жены». 1933 г.