Кадр из фильма «Смерть Сталина» Фото: kinopoisk.ru
Драматургия запрета
24 января, на следующий день после того, как российский Минкульт объявил сатирическую комедию Армандо Ионнуччи фильмом нон грата на территории России, белорусские чиновники от культуры подхватили эстафету: все сеансы «Смерти Сталина» в Минске были отменены.
Согласно белорусскому законодательству, все фильмы, которые выходят в широкий прокат, должны быть предварительно отсмотрены экспертной комиссией по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости при Министерстве культуры республики. Эта же комиссия обычно определяет и возрастное ограничение для каждого фильма.
В реальной жизни обычно все происходит иначе: члены комиссии приходят в кинотеатр на первый сеанс, смотрят фильм на правах обычных зрителей и дают заключение постфактум. По словам главы управления по кинематографии белорусского Минкульта Александра Рыдвана, тем самым ведомство «идет навстречу (зрителю)».
«В ходе просмотра специалисты внутренней экспертной комиссии Министерства культуры не выявили в фильме фактов нарушения белорусского законодательства»
А вот с фильмами «Матильда» и «Смерть Сталина» все было иначе. «Матильду» прокатчик сам привез в Минкульт, чтобы комиссия посмотрела картину заранее. А в случае со «Смертью Сталина» Министерство вдруг вспомнило, что без заключения экспертов фильм в прокат выпускать нельзя.
Тем не менее 5 февраля стало известно, что белорусский Минкульт не возражает против проката «Смерти Сталина». Как заявили представители Министерства, «в ходе просмотра специалисты внутренней экспертной комиссии Министерства культуры не выявили в фильме фактов нарушения белорусского законодательства».
7 февраля, накануне показа комедии в Минске, посол России в Белоруссии Александр Суриков прокомментировал ее запрет в России. По его словам, Беларусь и Россия находятся «на начальном этапе перехода к демократии», но «придет время — придет и она». Также Суриков предположил, что фильм «Смерть Сталина» выйдет в прокат и в России. Он подчеркнул, что не понимает, почему фильм сперва получил прокатное удостоверение, а потом был запрещен. «История борьбы за власть после смерти Сталина хорошо известна», — заметил дипломат, добавив, что сам он, скорее всего, посмотрит фильм и сделает это именно в Белоруссии.
«Этот фильм бьет по самому уязвимому — по безгрешности власти. Режиссер показывает, что даже самая страшная, на первый взгляд, вечная тирания рано или поздно падет и все обнажится»
И заявление Сурикова, и эхо скандала вокруг «Смерти Сталина», докатившееся из Москвы, привлекли к картине внимание белорусского зрителя. На следующий день после премьеры фильма газеты дружно публиковали впечатления тех, кто его посмотрел в числе первых. Реакция у людей была разная: многие молодые люди просто не понимали того, что им показывают, люди постарше говорили: «Это порой смешно, порой страшно». Один из зрителей высказался так: «Этот фильм бьет по самому уязвимому — по безгрешности власти. Режиссер показывает, что даже самая страшная, на первый взгляд, вечная тирания рано или поздно падет и все обнажится».
Реклама, которую не ждали
Примечательно, что первоначально показ «Смерти Сталина» планировался только в частных белорусских кинотеатрах. При этом и «частники» не рассчитывали особо на большие прокатные сборы — все-таки за четверть века независимости родилось и выросло новое поколение белорусов, для которого эпоха Сталина и Хрущева — нечто совершенно чуждое.
Однако скандал вокруг фильма, разгоревшийся в России, стал для него отличной рекламой. В результате в кинотеатры пошли в том числе те, кто изначально смотреть фильм не собирался.
«Это стремление официального Минска показать свою независимость от Кремля через какие-то мелочи — будь то показ запрещенных в России фильмов, вывод на орбиту белорусских спутников с помощью китайских ракетоносителей, а не российских, или десятидневный безвизовый режим для граждан ЕС и США»
«Надо понимать, что в белорусском информационном пространстве доминируют российские СМИ, прежде всего, российское телевидение и интернет-сайты (печатная пресса представлена незначительно). Как результат, шумиха вокруг фильмов — сперва «Матильды», потом «Смерти Сталина» — в полной мере отразилась и на белорусах, — объясняет NT эксперт-культуролог, преподаватель Белорусской государственной академии искусств Гражина Мысливец. — В противном случае ни «Матильда», ни «Смерть Сталина» не собрали бы в Белоруссии кассу. Просто потому, что для тех людей, которые сегодня ходят в кинотеатры, это уже чужая история, незнакомая и непонятная».
Лукашенко Фото: dev.itd.lv
По словам Мысливец, постсоветское поколение белорусов, которое уже обзавелось собственными детьми, не ассоциирует себя с российской или советской историей. Сюжет «Звездных войн» им понятней, чем сюжет перехода власти в СССР после смерти «вождя народов».
Вопрос — почему белорусское руководство не пошло в русле российской политики и не стало запрещать у себя «Смерть Сталина»?
«Это своеобразная фронда, стремление официального Минска показать свою независимость от Кремля через какие-то мелочи — будь то показ запрещенных в России фильмов, вывод на орбиту белорусских спутников с помощью китайских ракетоносителей, а не российских, или десятидневный безвизовый режим для граждан ЕС и США», — сказала NT белорусский политолог Светлана Гречулина.
Впрочем, по ее словам, в принципиальных вопросах Минск все равно оглядывается на Москву. «А «Смерть Сталина» Лукашенко, я думаю, даже и не смотрел», — предположила Гречулина.
Белорусская «запрещенка»
На самом деле, в Белоруссии запрещено к показу немало фильмов. Их список то появляется на сайте белорусского Минкульта, то, как правило, после очередного скандала пропадает оттуда.
В число запрещенных в Белоруссии попал и исторический фильм «Гитлер. Восхождение дьявола» (К. Дагай, США, 2002) — видимо, из-за слишком явного сходства главного героя с белорусским президентом
При этом в Сети гуляют разные списки запрещенных фильмов, в самом достоверном из них — 89 наименований. Среди них как «ужастики» («Техасская резня бензопилой», «Фредди против Джейсона») или близкие к порно картины («Токийские оргии»), так и признанные во всем мире картины — «Доберман», «Ромео и Джульетта», «Части тела», «Вудсток-99». В число запрещенных попал и исторический фильм «Гитлер. Восхождение дьявола» (К. Дагай, США, 2002) — видимо, из-за слишком явного сходства главного героя с белорусским президентом.
Между тем в пресс-службе Минкульта Белоруссии в ответ на запрос NT подчеркнули, что Статья 33 Конституции Республики Беларусь запрещает цензуру, поэтому данный список сам по себе еще не основание для запрета к распространению перечисленных в нем фильмов. Якобы цель списка — предупредить кинопрокатчиков о возможных последствиях распространения таких фильмов. Однако тут регулярно возникают казусы: например, запрещенный к показу в кинотеатрах «Доберман» без проблем и последствий показало государственное телевидение. А почти все фильмы из списка запрещенных можно купить на рынке у торговцев DVD-дисками.