Пост изобрели не христиане — существовал он и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. И суть его была не в воздержании от определенной пищи, а в полном отказе от еды и питья. Длился пост полные сутки либо от рассвета и до захода солнца. Но из глубины веков до нас дошли сведения и о многодневных постах — такие случаи считались исключительными и воспринимались как особый подвиг. Вот что говорит Библия о пребывании Моисея на горе Синай, где он получил Заповеди Божии: «И пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34:28).
Великий пост всем прижмет хвост
(Поговорка)
Великий пост возник у христиан как период аскетической подготовки к крещению, которое обычно происходило на Пасху. Прообразом Четыредесятницы стал пост пророка Моисея, но установлена она церковью в память о 40-дневном пребывании Иисуса Христа в пустыне, где он, по свидетельству Евангелий, молился перед тем, как начать свою проповедь, и боролся с дьяволом.
Ударяют печально, к Плащанице. Путается во мне и грусть, и радость: Спаситель сейчас умрет… и миндаль в кармашке, и яйца красить… и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная молитва, которую напевает Горкин, — «Иуда нечести-и-вый… си-рибром помрачи-и-ися…» Он в новом казакинчике, помазал сапоги дегтем, идет в церковь.
Иван Шмелев. «Лето Господне»
По правилам к Великому посту нужно готовиться заранее, но чаще всего это время воспринималось как период безудержного веселья: свадьбы, молодежные гулянки, Масленица. В конце XIX века священноначалие даже ставило перед пастырями задачу бороться с этим «богопротивным» действом, но, как мы видим, особых успехов не достигло. Поэтому в первый же день Великого поста, в понедельник после Прощеного воскресенья, полагалось выкуривать «дух масленицы»: мыли дом, мебель закрывали чехлами, а затем сами парились в бане, надевали на себя все чистое, чтобы встречать пост в чистоте. Отсюда — Чистый понедельник.
Христианство делает особый акцент на покаянии в период поста. Полагалось чаще исповедоваться и причащаться, к Великому посту приурочивали и первую исповедь ребенка, достигшего 7-летнего возраста. Удлинялась и учащалась домашняя молитва, люди подолгу стояли на коленях, истово каялись, вздыхая и заливаясь слезами: «Господи и владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» Великопостная молитва, читаемая все дни, кроме субботы и воскресенья, определяла основные грехи, с которыми стоит бороться во время поста.
Отменялись все развлечения, женщинам и девушкам брачного возраста не разрешалось носить цветастые платья, разговаривать полагалось тихим голосом, нельзя было шутить, смеяться и петь, кокетничать с противоположным полом. Древнерусское благочестие требовало и полового воздержания. Если же супруги «согрешили» и зачали в пост, то могли столкнуться с язвительными насмешками досужих кумушек, а уж о внушении от батюшки и говорить нечего. Сейчас священники подходят к этому щепетильному вопросу более индивидуально, с учетом мнения обоих супругов.
Грамотные и набожные прихожане читали в это время Псалтырь, жития святых, назидательную литературу. Пересказывали друг другу приуроченные к Великому посту притчи и былички, например, такие: «Перед кончиной придет антихрист и в течение 3,5 лет будет гнать и мучить христиан. Он все заберет в свои руки: землю, воду, воздух, хлеб. В реках потечет христианская кровь, а в амбарах вместо хлеба будут золото и серебро…»
Постное едим, да скоромное отрыгаем
(Поговорка)
Все иностранцы, посещавшие Россию в XV–XVIII веках (Жак Маржерет, наемник, служивший у обоих Лжедмитриев, Де ла Невилль, иезуит и осведомитель Людовика XIV, и др.), отмечали, что Великий пост имел особое значение в жизни народа, и подчеркивали крайнее воздержание. Хотя каждый выбирал свой способ: одни строго постились лишь в первую неделю (могли вообще ничего не есть, а не только скоромное — мясо, молочные продукты и яйца); другие принимали пищу только по субботам и воскресеньям; кто-то не ел до вечера; кто-то сидел на сухоядении — хлеб, вода, сырые овощи, даже без растительного масла.
КУЛИЧ
Евгений Епанчинцев
Понадобится 3 ст. муки, 4,5 ст.л. сахара, 6 ст. л. слив. масла, 4 яйца, 15 г дрожжей, щепотка соли, 3/4 ст. молока, 1 пакетик ванильного сахара, изюм и цукаты (лучше взять сваренную с сахаром апельсиновую цедру).
Дрожжи, разведенные в небольшом количестве теплой воды, смешать с половиной муки. Когда опара поднимется, в нее добавить сырые желтки, растертые с сахаром, солью и маслом. Затем всыпать оставшуюся муку и вымешивать 5 минут. В конце замеса положить ванильный сахар, изюм и цукаты. Дать тесту подойти. Готовое тесто положить в промасленную форму на 1/3. Когда оно поднимется до 3/4 объема формы, ее очень аккуратно ставят в горячую духовку (200°) примерно на 40 минут. Готовый остывший кулич покрыть глазурью (два оставшихся белка и 250 г сахара взбить миксером до густоты сметаны).
Однако если мысленно перенестись на постный рынок XIX и особенно начала XX века, то видно, насколько строгость воздержания зависела, если говорить современным языком, от наполнения продовольственного рынка. Строгий пост держали разве что в деревнях, в России никогда не отличавшихся достатком. Для состоятельных слоев населения отказ от скоромного не означал отказа от удовольствий вкусной еды — солений и сладостей, заготовленных впрок. На Благовещение (7 апреля по новому стилю) можно было есть рыбу. Люди с достатком позволяли это себе чаще. «Менялся семейный стол. Теперь подавалась в изобилии рыба: судак, треска, усач, корюшка, лещ и, конечно, деликатесы — бело-розовая семга, белуга, стерлядь, копченый угорь, осетрина; суп благоухал грибным ароматом — по правде говоря, все это не слишком способствовало умерщвлению плоти», — вспоминала о своих детских дореволюционных впечатлениях княгиня Зинаида Шаховская, родившаяся в 1906 году.
Традиция поститься вполне прижилась и в современной постсоветской России — почти все кафе и рестораны предлагают постное меню, — однако около половины наших сограждан не понимают, в чем смысл Великого поста. В начале марта этого года в этом честно призналось 49% опрошенных ВЦИОМ (причем 44% из них называют себя православными!). 38% признают за постом духовное содержание и 8% считают, что пост — всего лишь очищение организма. А 3% респондентов вообще не видят в посте никакого смысла.
«Мы в нашем приходе с самого начала договорились, что не решаем вопросов пищи, — рассказывает настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский. — Каждый постится так, как считает нужным». Чем образованнее и опытнее священник, тем чаще он повторяет — в пост еда не главное. «Это проверка на подлинность, настоящий я христианин или нет. Прежде всего надо не бояться увидеть все свои мерзости, с тем чтобы попытаться отречься от себя ветхого и искаженного и всеми руками ухватиться за Бога» — так видит пост отец Алексей.
Страшной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет.
(Пословица)
На Страстной седмице, которую открывает Вербное воскресенье — Вход Господень в Иерусалим, — верующие вспоминают последние дни земной жизни Иисуса Христа: страдания на Кресте, смерть и погребение. В эту последнюю перед Пасхой неделю пост особенно строг, а все дни — «Великие»: Великий понедельник, Великий вторник… В каждый из дней (так же, как в каждую неделю Четыредесятницы) вспоминается какое-то событие Священной истории: например, в Великую среду — предательство Иуды, в Великий (чистый) четверг — Тайная вечеря, в Великий пяток (пятницу) — распятие и погребение Иисуса.
«Евангелие в этот момент по-настоящему оживает для человека, который стремится к Пасхе, все становится совершенно всамделишным, — говорит протоиерей Алексей Уминский. — Каждое слово богослужений Страстной недели пронзает все человеческое существо, и он готов вместе с (апостолом) Петром говорить: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лука 22:33). Вечность и наше время соединяются в этот момент, и ты вдруг понимаешь, что крест, и смерть, и воскресение касаются лично тебя».
Экая Пасха — шире Рождества!
(Поговорка)
В Великий четверг на Страстной неделе положено красить яйца, в пятницу — печь куличи, в субботу — освящать их в церкви. А в ночь на Светлое воскресение — торжественная ночная служба с крестным ходом и, наконец, долгожданное, трижды восклицаемое у закрытых дверей храма: «Христос Воскресе!»
Свое название христианская Пасха получила от ветхозаветного праздника Песах, установленного в память об избавлении евреев от египетского рабства. Отмечать Пасху заповедали апостолы, которые начали свою проповедь с рассказа о Воскресении Христа. Еще с первых христиан празднование длилось целую неделю (Светлая седмица). Тогда же возник обычай христосоваться, что символически должно обозначать полное внутреннее примирение между христианами.
Говение — это момент в жизни, повторный, но всегда новый и всегда равно решающий для нашей вечной судьбы. Это момент, когда мы встаем перед своей совестью, стоим перед Живым Богом, и произносим над собой суд. Это… момент, когда после рассеянной жизни, какую мы все ведем в той или другой мере, мы даем себе время вырваться из круговорота привычных действий, мыслей, переживаний и становимся перед вечностью, вне времени, перед лицом Того, Который есть Жизнь, и Правда, и Красота, и Смысл.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум), «Человек перед Богом. О совести»
** По одной из легенд первое пасхальное яйцо принесла Мария Магдалина императору Тиберию
На Русь празднование Пасхи пришло в конце Х века и стало главным церковным праздником*. Пасха всегда отмечалась широко. Шведский дипломат и историк Петр Петрей де Ерлезунда в своей книге о Московском государстве, вышедшей в Лейпциге в 1620 году, свидетельствовал: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными вгустую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их… и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою». Во исполнение евангельских заветов к семейному застолью полагалось звать странника — обычно первого встречного, желательно бродягу. А на пасхальном столе все символично: кулич, крашеные яйца и пасха. Кулич, по сути, большая просфора, хлеб с изображением креста, символ Воскресения. Яйцо напоминает о вечно возрождающейся жизни**. Пасха, творожная масса в виде усеченной пирамиды, — символ Гроба Господня.
После молчания колоколов на Страстной — всю пасхальную седмицу любой мог подняться на колокольню и звонить в свое удовольствие. Этот обычай сохранился до сих пор.
Делиться пасхальной радостью все лучше так, чем словами. «Человек, переживший пасхальную радость, — писал известный московский священник Георгий Чистяков, — не может не делиться ею с другими… но делиться ею в словах… невозможно. Это будет профанацией чуда». Он призывает «научиться делиться этой радостью помимо слов — самою жизнью; и не только добрыми делами, но вообще отношением друг ко другу и каждым мгновением бытия».
На Западе Великий пост всегда был и продолжает быть мягче, чем на Востоке. После Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) Римско-католическая церковь требует придерживаться строгого воздержания лишь в Пепельную среду (первый день католического Великого поста), Страстную пятницу и Великую субботу. В другие дни поста разрешены и молочные продукты, и яйца. У протестантов вообще нет календарного Великого поста. Пост они держат по необходимости — при болезни самого верующего или его близких, в трудных жизненных ситуациях, при принятии ответственных решений. Обычно пост бывает не более трех дней. Связано это с тем, что у протестантов пост, как и у иудеев, означает полное воздержание от пищи. При этом пост всегда сопровождается усиленной молитвой.
Пасха у восточных и западных христиан, как правило, не совпадает, потому что церкви пользуются разными методиками расчета, так называемыми пасхалиями. Все православные церкви (за исключением финской, которая отмечает Пасху по григорианскому календарю, принятому на Западе) опираются на юлианский календарь и александрийскую пасхалию. Католическая Пасха в 45% случаев бывает на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, в 5% — разница в четыре недели, и 20% — разница в пять недель (разницы в две и три недели не бывает).
Впервые опубликовано в NT № 14 от 18 апреля 2011 года