#Власть/Общество

Вы что, хотите, как в Екатеринбурге?

2019.05.19 |

Андрей Колесников*

На Урале, в Архангельской области и других регионах протест становится перманентным. Власть не оставляет обывателю иного выхода, кроме как становиться гражданином, считает публицист Андрей Колесников

Андрей Колесников.

Изумление Путина

Глава государства пребывает в состоянии перманентного изумления. «Первый раз» услышал о том, что зарубежных ученых российские учреждения запрещают самим себе приглашать на работу в Россию. Надо, говорит, их привлекать. Вот Виктор Кудрявцев посотрудничал с зарубежными учеными, и его «привлекли». К уголовной ответственности по статье о государственной измене. Так что — уж лучше вы к нам, из России с любовью…

«Только вчера» президент услышал о протестах в Екатеринбурге: «Они что — безбожники?» Ну, в общем и целом, наверное, да, в соответствии с Конституцией РФ, хотя и необязательно. Просто им не нравится «Проект планировки и проект межевания территории в границах улицы Бориса Ельцина — продолжения улицы Боевых Дружин — набережной Рабочей Молодежи — Октябрьской площади», спонсируемый руководителями «Русской медной компании» Игорем Алтушкиным и «Уральской горно-металлургической компании» Андреем Козицыным.

Для мини-олигархов храм посреди застройки — и охранная грамота, и памятник самим себе, и послание властям о полной и безоговорочной лояльности. Ну и правильное христианское поведение — купил недвижимость в Лондоне, а на родине замолил грех методом строительства храма.

Храм вместо Ленина

Грехов таких у российских лоялистов, зарабатывающих на нерушимом блоке своего бизнеса и государства, столько, что храмы в России возводятся теперь в индустриальных масштабах. Раньше ставили памятники Ленину, теперь — православную церковь.

«Правильной дорогой к храму идете, товарищи!» — могли бы начертать на своих знаменах православные государственные олигархи и чекисты, управляющие страной.

Грехов таких у российских лоялистов, зарабатывающих на нерушимом блоке своего бизнеса и государства, столько, что храмы в России возводятся теперь в индустриальных масштабах. Раньше ставили памятники Ленину, теперь — православную церковь

Иной раз заменителем храма становится какой-нибудь очередной парк «Патриот», сопровождается это, естественно, насилием над городской средой и, разумеется, порождает конфликты с горожанами, ощущающими эти публичные пространства как свои. Возникает противостояние, которое политизируют отнюдь не граждане, а государство, неистово поддерживающее любую такого рода стройку. В какой-то момент и сами граждане начинают ощущать политическую подоплеку любого осчастливливающего их строительства.

Всякий раз — идеальный кейс для рассмотрения сути государственного капитализма как оболочки авторитарного государства. Здесь и слияние государства и бизнеса, и «симфония» власти и церкви, и насаждение казенного патриотизма, как картошки при Екатерине. Символом глухоты и нахрапистости государственной олигархии стали городские скверы, дворы, парки, свалки и даже леса, где они собираются захоранивать свои твердые, как рука автократа, коммунальные отходы.

Нижний Новгород, Ульяновск, Челябинск — начало протестов в связи со строительством богоугодных-путиноугодных заведений, Улан-Удэ — протест против строительства центра «Патриот», что по смыслу и содержанию примерно то же, что и церковь. Впору Верховному главнокомандующему искренне удивиться: «Они что, не патриоты?» Или лучше даже так: «Вы что, хотите, как в Екатеринбурге?»

Перманентная революция

Поскольку очень быстро выяснилось, что в Екатеринбурге и, например, в Архангельской области насмерть стоят не «записные активисты из Москвы, которые приехали чтобы пошуметь и себя попиарить» (В.В. Путин), руководство решило заняться тем, чем оно занимается большую часть своего рабочего времени — имитациями. Решили изобразить демократию, чтобы гражданское общество отпраздновало временную победу: работы по подготовке строительства мусорного полигона в Шиесе приостановлены до проведения соответствующих инженерных и экологических мероприятий; работы по строительству храма в Екатеринбурге приостановлены до получения результатов опроса населения.

Кто строитель — тот и православный, остальные «пиарятся» и вообще «безбожники». Слово президентом сказано — и результаты «опроса» не пойми кого, не пойми в каких масштабах, не пойми с какой формулировкой вопроса, предопределены

С Шиесом выясняется пикантная деталь: не было инженерных, геологических, экологических «мероприятий». То есть, получается, что не было экологической экспертизы — как в случае с Химкинским лесом. С этого все началось, это было грехопадением власти. Тогда она, помнится, говорила: это все в первый и последний раз, в дальнейшем будем чрезвычайно щепетильны, а сейчас, уж простите, обязательства перед инвесторами требуют продолжения работ. Но если «один раз не Дамблдор», то за первым разом всегда случаются все остальные. И как и в первый раз, никто ни на что внимания не обращает — у кого-то деньги жгут карманы, а у других карманы недостаточно обогреты купюрами.

Кто строит, тот и прав — за ним сила ОМОНа и крестное знамение. Кто строитель — тот и православный, остальные «пиарятся» и вообще «безбожники». Слово президентом сказано — и результаты «опроса» не пойми кого, не пойми в каких масштабах, не пойми с какой формулировкой вопроса, предопределены. Разумеется, этим делом займутся прокремлевские социологические структуры и, разумеется, подавляющее большинство жителей большого города выскажется за строительство храма и против «безбожников», ибо сказано: «Деревня без церкви, что дом без иконы». Соответственно, строительные работы будут освящены не только ладаном православного лицемерия, но и соблюдением норм демократии.

Вероятно, и в случае Шиеса экспертизы покажут полную обоснованность строительства полигона, будут внесены некоторые корректировки, и вот уже тогда церемониться с протестующими не станут.

Если угодно, это «перманентная революция» — медленный и последовательный рост недовольства с вынужденной политизацией, когда все начинают хотеть, «как в Екатеринбурге»

Власть может позволить себе все что угодно, только не показать слабину. Помнится, демократическая общественность радовалась оправданию и освобождению главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева. Но спустя очень короткое время оправдательный приговор отменили: каток власти может двигаться только в одном направлении.

И это гарантия того, что конфликты с той частью населения, которая считалась путинским нерасчленимым большинством — все на одно лицо, будут лишь усугубляться. Путин убеждает сам себя в том, что все эти противостояния — «региональная история» и надо лишь учитывать мнение «жителей микрорайона».

Но феномен гораздо более серьезный, чем волна возмущения технической проблемой, и существенно более долгосрочный, чем дистиллированно политический протест. Если угодно, это «перманентная революция» — медленный и последовательный рост недовольства с вынужденной политизацией, когда все начинают хотеть, «как в Екатеринбурге». Обыватель не имеет особого желания политизироваться, но действия госкапиталистически-олигархически-чекистско-православной власти не оставляют ему иного выбора, кроме как стать гражданином.


Фото: ekburg.tv

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share