Растительная жизнь. Миллионы людей на нашей планете никогда не едят рыбу и мясо. Для одних это вариант строгой диеты, для других — целая философия. В идеологических, экологических и оздоровительных нюансах вегетарианства разбирался The New Times
В моем завещании я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев.
В моем завещании я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев.
Джордж Бернард Шоу
Бифштекс из мраморного мяса, сырая или чуть поджаренная гусиная печенка, спагетти карбонара с сырым яйцом, осетрина по-московски, запеченная с картофелем в майонезе, блинчики с мясом, судак по-польски, террин из куриной грудки с ветчиной и орехами — до бесконечности можно продолжать список аппетитных блюд, которые в страшных снах будут являться человеку, решившему в сознательном возрасте примкнуть к идейным вегетарианцам. Но они не свернут с выбранного пути. Эти мужественные люди проповедуют простой принцип: «Мы не едим своих друзей».
Код да Винчи
Первое в мире общество вегетарианцев — The Vegetarian Society было создано в 1842 году в английском Манчестере. Довольно поздно, учитывая, что отказ от животной пищи проповедовали еще древнегреческие философы Плутарх и Платон. А великий математик Пифагор еще за двадцать пять веков до манчестерской основал свою ассоциацию из 300 воспитанников, основным условием вступления в которую была суровая сдержанность во всем, включая еду. Пифагор разделял идею переселения душ усопших в тела животных и птиц, следовательно, для него использование их в пищу ничем не отличалось от каннибализма. К тому же создатель «пифагоровых штанов» задолго до современных апологетов вегетарианства высказывал мысль о том, что мясная пища пагубно влияет на организм, в котором накапливаются вредные вещества. В стихотворной форме философию Пифагора описал Овидий в «Метаморфозах»:
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных Жадное тело свое и убийством другого созданья, Смертью чужою поддерживать жизнь?
Все великие люди, в разные исторические эпохи вступившие на стезю вегетарианства, сделали это из нравственных и философских соображений. Сиддхартха Гаутама, наследный принц небольшого индийского царства, жил в то же время, что и Пифагор. Именно он создал монашескую общину, члены которой проповедовали душевный мир и воздержание во всем, любовь к людям и ко всему живому. Сегодня мы знаем Гаутаму как Будду, а его учение — как буддизм… А вот Леонардо да Винчи, гениальный ученый и художник эпохи Возрождения, своим вегетарианством противопоставил себя эпохе эпикурейства, отказавшейся от средневекового самоограничения. «Наступит время, — говорил он, — когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека».
Вообще же великие вегетарианцы прошлого — а среди них Вольтер и Руссо, Монтень и Байрон, Ньютон и Шелли — были «страшно далеки от народа»: массы не ели мяса вовсе не по нравственным соображениям, а от бедности. Грандиозные пиры, описанные Рабле или Дюма, не были плодом фантазии сочинителей, но летописи свидетельствуют, что, к примеру, гуманный французский король Генрих IV мечтал о времени, когда крестьянин хотя бы по воскресеньям сможет отведать курятины…
Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев.
На Руси принципиальный отказ от мяса практиковали разве что некоторые религиозные секты — духоборы, свободники и т.д. Множество дней в году, связанных с религиозными постами, постными днями на неделе и запретами на скоромную пищу, плюс массовая нищета — все это никак не способствовало популярности вегетарианских идей. Белковая пища была одной из немногих радостей жизни, как же можно было от нее отказаться по доброй воле! Вегетарианство как идея стало распространяться в России, лишь когда Лев Толстой на склоне лет пересмотрел многие свои убеждения и пришел к необходимости подавления в себе «животной породы». В статье «Первая ступень», вызвавшей резонанс в обществе (как и впоследствии знаменитое «Не могу молчать»), Толстой утверждал: чтобы причислить себя к категории нравственных людей, человек должен снять с себя личную ответственность за убийство животных — перестать есть мясо. И с присущим ему литературным блеском живописал ужасы тульских боен.
И сказал Бог: Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.
В начале прошлого века вегетарианские общества стали создаваться как грибы. Лев Николаевич был почетным членом многих ассоциаций, которые вели активную деятельность: устраивали просветительские лекции и вечера, выпускали книги и альманахи, открыли только в Москве и Санкт-Петербурге больше десятка вегетарианских столовых и несколько больниц. Знаменательно, что к началу 30-х годов советская власть запретила и вегетарианство, и вегетарианские общества: идея любви к ближнему и отказ от насилия никак не увязывались с идеологией классовой борьбы.
Назад в будущее
Сегодня в мире вегетарианцев больше миллиарда, и среди них растет число тех, кто не заморачивается идеологией, а просто надеется, что растительная пища поможет укрепить здоровье и избавиться от болезней. В самом деле, вегетарианская диета практически не содержит жиров, в ней используется мало соли, лишняя жидкость не задерживается в организме — все это способствует снижению артериального давления, похудению и уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта и многих других неприятностей.
Доказательств того, что вегетарианское питание больше подходит человеку, который самой своей природой «предназначен» для растительной пищи, ученые выявили довольно много. Наши резцы, в отличие от хищников, не способны разрывать мясо, а строение нижней челюсти позволяет делать, как у травоядных, боковые жевательные движения. Наша обильная слюна предназначена для расщепления крахмала, скудная слюна хищника — для проглатывания сырого мяса. У плотоядных кишечник вдвое-втрое меньше, чем у человека, поскольку они не питаются «долгорастворимой» клетчаткой, которой богата растительная пища. Ну и если все-таки согласиться с теорией Дарвина насчет предков человека, то анализ зубов ископаемых человекообразных обезьян свидетельствует: «слезшие с дерева» приматы, как и их современные собратья, кормились исключительно травой, фруктами и орехами.
В общем, куда ни кинь, получается, что вегетарианство — это естественное состояние человека. И живут «травоядные» в среднем на 7 лет дольше «мясоедов». Человечество к тому же могло бы забыть о голоде, если бы миллионы тонн зерна, выращиваемые на корм скоту, были направлены нуждающимся народам.
Однако вернемся на грешную землю. Другие ученые (отнюдь не замеченные в лоббировании интересов мясоперерабатывающих гигантов или пиаре «кремлевской диеты») предостерегают: строгое вегетарианство, практикуемое длительное время, приводит к дефициту в организме цинка и железа, кальция и многих необходимых витаминов и кислот. Так куда же податься бедному человеку, понимающему, что в этой жизни надо что-то менять?!
Я убежден в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу. Мы заблуждаемся в своих попытках копировать низших животных, на деле превосходя их в развитии. Единственный способ жить — это давать жить другим.
Подагра, господа!
Несколько лет назад автору, заядлому гурману-мясоеду, пришлось стать вегетарианцем и отказаться от «плотской» пищи. Что далось довольно легко, поскольку решение это было вынужденным, связанным с «набором персональных слабостей и недостатков — перееданием, избыточным потреблением мяса и мясопродуктов, а также малоподвижным образом жизни»: именно так говорится в справочниках о причинах возникновения подагры (Популярная медицинская энциклопедия, М. 1979). Воспоминания об адской боли в суставах ног помогают осознать весь вред, идущий от пуринов, содержащихся в мясе. Почитав еще кое-какую литературу, автор решил примкнуть не к веганам (что означало бы запрет на все продукты животного происхождения), а к младовегетарианцам, все-таки разнообразящим растительную пищу молоком, сыром и яйцами.
Код да Винчи
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных Жадное тело свое и убийством другого созданья, Смертью чужою поддерживать жизнь?
Все великие люди, в разные исторические эпохи вступившие на стезю вегетарианства, сделали это из нравственных и философских соображений. Сиддхартха Гаутама, наследный принц небольшого индийского царства, жил в то же время, что и Пифагор. Именно он создал монашескую общину, члены которой проповедовали душевный мир и воздержание во всем, любовь к людям и ко всему живому. Сегодня мы знаем Гаутаму как Будду, а его учение — как буддизм… А вот Леонардо да Винчи, гениальный ученый и художник эпохи Возрождения, своим вегетарианством противопоставил себя эпохе эпикурейства, отказавшейся от средневекового самоограничения. «Наступит время, — говорил он, — когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека».
Вообще же великие вегетарианцы прошлого — а среди них Вольтер и Руссо, Монтень и Байрон, Ньютон и Шелли — были «страшно далеки от народа»: массы не ели мяса вовсе не по нравственным соображениям, а от бедности. Грандиозные пиры, описанные Рабле или Дюма, не были плодом фантазии сочинителей, но летописи свидетельствуют, что, к примеру, гуманный французский король Генрих IV мечтал о времени, когда крестьянин хотя бы по воскресеньям сможет отведать курятины…
Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев.
Большая советская энциклопедия
На Руси принципиальный отказ от мяса практиковали разве что некоторые религиозные секты — духоборы, свободники и т.д. Множество дней в году, связанных с религиозными постами, постными днями на неделе и запретами на скоромную пищу, плюс массовая нищета — все это никак не способствовало популярности вегетарианских идей. Белковая пища была одной из немногих радостей жизни, как же можно было от нее отказаться по доброй воле! Вегетарианство как идея стало распространяться в России, лишь когда Лев Толстой на склоне лет пересмотрел многие свои убеждения и пришел к необходимости подавления в себе «животной породы». В статье «Первая ступень», вызвавшей резонанс в обществе (как и впоследствии знаменитое «Не могу молчать»), Толстой утверждал: чтобы причислить себя к категории нравственных людей, человек должен снять с себя личную ответственность за убийство животных — перестать есть мясо. И с присущим ему литературным блеском живописал ужасы тульских боен.
И сказал Бог: Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.
Ветхий Завет. Книга Бытия (1.29)
В начале прошлого века вегетарианские общества стали создаваться как грибы. Лев Николаевич был почетным членом многих ассоциаций, которые вели активную деятельность: устраивали просветительские лекции и вечера, выпускали книги и альманахи, открыли только в Москве и Санкт-Петербурге больше десятка вегетарианских столовых и несколько больниц. Знаменательно, что к началу 30-х годов советская власть запретила и вегетарианство, и вегетарианские общества: идея любви к ближнему и отказ от насилия никак не увязывались с идеологией классовой борьбы.
Назад в будущее
Сегодня в мире вегетарианцев больше миллиарда, и среди них растет число тех, кто не заморачивается идеологией, а просто надеется, что растительная пища поможет укрепить здоровье и избавиться от болезней. В самом деле, вегетарианская диета практически не содержит жиров, в ней используется мало соли, лишняя жидкость не задерживается в организме — все это способствует снижению артериального давления, похудению и уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта и многих других неприятностей.
Доказательств того, что вегетарианское питание больше подходит человеку, который самой своей природой «предназначен» для растительной пищи, ученые выявили довольно много. Наши резцы, в отличие от хищников, не способны разрывать мясо, а строение нижней челюсти позволяет делать, как у травоядных, боковые жевательные движения. Наша обильная слюна предназначена для расщепления крахмала, скудная слюна хищника — для проглатывания сырого мяса. У плотоядных кишечник вдвое-втрое меньше, чем у человека, поскольку они не питаются «долгорастворимой» клетчаткой, которой богата растительная пища. Ну и если все-таки согласиться с теорией Дарвина насчет предков человека, то анализ зубов ископаемых человекообразных обезьян свидетельствует: «слезшие с дерева» приматы, как и их современные собратья, кормились исключительно травой, фруктами и орехами.
В общем, куда ни кинь, получается, что вегетарианство — это естественное состояние человека. И живут «травоядные» в среднем на 7 лет дольше «мясоедов». Человечество к тому же могло бы забыть о голоде, если бы миллионы тонн зерна, выращиваемые на корм скоту, были направлены нуждающимся народам.
Однако вернемся на грешную землю. Другие ученые (отнюдь не замеченные в лоббировании интересов мясоперерабатывающих гигантов или пиаре «кремлевской диеты») предостерегают: строгое вегетарианство, практикуемое длительное время, приводит к дефициту в организме цинка и железа, кальция и многих необходимых витаминов и кислот. Так куда же податься бедному человеку, понимающему, что в этой жизни надо что-то менять?!
Я убежден в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу. Мы заблуждаемся в своих попытках копировать низших животных, на деле превосходя их в развитии. Единственный способ жить — это давать жить другим.
Махатма Ганди
Подагра, господа!
Несколько лет назад автору, заядлому гурману-мясоеду, пришлось стать вегетарианцем и отказаться от «плотской» пищи. Что далось довольно легко, поскольку решение это было вынужденным, связанным с «набором персональных слабостей и недостатков — перееданием, избыточным потреблением мяса и мясопродуктов, а также малоподвижным образом жизни»: именно так говорится в справочниках о причинах возникновения подагры (Популярная медицинская энциклопедия, М. 1979). Воспоминания об адской боли в суставах ног помогают осознать весь вред, идущий от пуринов, содержащихся в мясе. Почитав еще кое-какую литературу, автор решил примкнуть не к веганам (что означало бы запрет на все продукты животного происхождения), а к младовегетарианцам, все-таки разнообразящим растительную пищу молоком, сыром и яйцами.
За два месяца «младовегетарианства» удалось похудеть на 8 кило, забыть о суставах, и тут очень вовремя подоспел Великий пост, к которому автор был уже готов и физически, и морально. Заядлый гурман-мясоед обрел иные радости — например, на завтрак притомленную гречневую кашу, заправленную обжаренным лучком. На обед — капустные котлетки с гарниром из длиннозерного риса или его смеси с диким рисом, заправленным, как в плове, морковкой, луком, зирой или барбарисом и целыми чесночными головками. Ужин — тоже объеденье: морковные зразы с белыми грибами, с лета припасенными в морозилке, и соте из «синеньких» с черносливом. А сколько еще нам «открытий чудных» готовит вегетарианская диета: пироги с грибами и тигровые креветки с салатом из рукколы и черри, мидии в винном соусе со спаржей, кабачковые оладушки с картофельными пирожками, кисели, компоты и муссы…
Вы можете помочь окружающей среде, можете помочь прекратить жестокое обращение с животными, и вы можете улучшить свое здоровье. Все, что вам нужно сделать, это стать вегетарианцем. Так что подумайте об этом, это отличная идея!
Пол Маккартни
Конечно, время от времени автор позволяет себе вспомнить о «токсических веществах», столь сладко отравляющих нашу жизнь. Но без излишеств, могущих вызвать очередной приступ «аристократической» болезни. Да и честно говоря, мяса уже так не хочется, как некогда. И страшные сны о «вкусной и нездоровой» пище ушли в прошлое.
Мораль ясна: вегетарианство — отличная вещь. Когда в меру и даже без философской составляющей, да простят нас великие. Мы же обычные люди, и в данном контексте это не так унизительно.