Контроль над «зрелищными мероприятиями» был введен 9 февраля 1923 года — особым постановлением Совнаркома. Возложен он был на специально созданный для этой цели Главрепертком — он иносказательно выведен в «Мастере и Маргарите» под названием «Акустическая комиссия московских театров». В постановлении указывалось: «Ни одно произведение не может быть допущено к публичному исполнению без разрешения Главреперткома при Главлите или его местных органов. Для обеспечения возможности осуществления контроля над исполнением произведения все зрелищные предприятия отводят по одному месту, не далее 4-го ряда, для органов Главреперткома и отдела Политконтроля ОГПУ, предоставляя при этом бесплатную вешалку и программу». Далее Совнарком предупреждал «виновных в публичном исполнении и демонстрировании произведений без надлежащего разрешения», что нарушение этого правила «карается по ст. 224 УК РСФСР».
„
Дошло до того, что однажды потребовали текст выступления жонглеров, которые, как известно, производят манипуляции молча
”
С тех пор коммунистическая цензура по своей абсурдности с каждым годом превосходила саму себя. Одно время Ленгорлит требовал от конферансье эстрадных представлений и инспекторов цирковых манежей тексты их экспромтов (!). Забавную историю рассказывал знаменитый кинорежиссер Милош Форман, подвизавшийся в молодости на пражском телевидении. По его словам, все тексты должны были утверждаться цензорами Управления по делам прессы — аналогом нашего Главлита. «Для этой цели составлялись соответствующие формы в двух экземплярах. Копия оставалась у цензоров, и они следили за тем, чтобы все было точно. Дошло до того, что однажды потребовали текст выступления жонглеров, которые, как известно, производят манипуляции молча. И все-таки они должны были заполнить соответствующую форму. Они вернули мне бумагу, улыбаясь до ушей. Там было написано: «Эй! Ой! Ух! Ух! Ух! Гоп, гоп, гоп!» Спустя несколько дней оригинал пришел с нужным штампом».
Нашумевшая история с Шендеровичем из той же оперы. Вроде бы после открытого письма писателя губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко она как-то улеглась, не в меру ретивых чиновников пришлось одернуть, но не исключено, что рецидивы будут возникать вновь. Ведь у чиновников, как у некоторых животных, «без ошейника шея мерзнет».