Наша лучше всех

2010.05.28 |

Цветков Алексей

Качества бывают нейтральные, без встроенной моральной ориентации: предпочтение блондинок брюнеткам в целях досуга — чистая вкусовщина. Но эта нейтральность испаряется, когда речь заходит, например, о приеме на работу и цвет волос становится параметром дискриминации. Бывают, однако, качества с исходной моральной окраской, в том числе такие, которые очень трудно представить в положительном свете. Может ли человек быть лгуном, лицемером, хамом — в хорошем смысле? Я нарочно привожу предельные случаи, но для меня национализм — из числа именно таких. Выделять группу из всего человечества и приписывать ей выдающиеся свойства только на том основании, что сам к ней принадлежишь, позорно и безнравственно.
Но если не бывает национализма в хорошем смысле, можно попытаться определить ситуации, когда он как минимум простителен. В основном это ситуации исторические, они относятся к первоначальной фазе национального пробуждения и формирования нации из одного или нескольких этносов. Классический пример — осознание немцами своего единства в ходе наполеоновских войн под влиянием идей Иоганна Готфрида Гердера. Увы, мы знаем, чем увенчался этот тевтонский ренессанс столетие с лишним спустя.
Есть, конечно, и менее грустные прецеденты. Поляки открыли для себя национализм практически одновременно с немцами, и хотя собственной государственности им пришлось ждать довольно долго, они сформировались как нация в пищеварительных трактах двух империй, посрамив подвиг библейского пророка. Плодом американского национализма стала первая в истории демократическая республика с письменной конституцией. Вспышки стихийного национализма случались, конечно, и в далеком прошлом, но только в последние столетия европейской истории их результатом стало образование государств нового типа, пришедших на смену империям, — государств-наций, таких как Франция или Соединенное Королевство.


Правительствующие временщики не очень понимают, с каким огнем они играют



C образованием такого государства роль национализма, как правило, заканчивается, ему на смену приходит патриотизм, о котором можно поговорить отдельно, но в котором, по крайней мере, едины все этнические компоненты. Национализм внутри государства-нации в нормальных условиях невозможен. А когда он все же воспаляется, как, например, в канун Первой мировой, у него есть особое историческое название — шовинизм. Сегодня это слово вышло из употребления в пользу другого, куда более прямого и всеобъемлющего — расизм.
Носителем первичного национализма обычно становится культурная элита, и в России это были братья Киреевские и Аксаковы, чей персидский маскарад и немецкие идеи были вполне трогательны и безобидны, что уже труднее сказать о более мускулистой ксенофобии Данилевского, Леонтьева и Достоевского. Так или иначе, все шло к формированию нации внутри империи, если бы судороги этой империи не были продлены. Сталин на время воскресил национализм для военных нужд. Сегодня он отдан на откуп худшей части общества, и правительствующие временщики не очень понимают, с каким огнем они играют.
Первичный национализм обычно выполняет функцию межэтнической спайки — покойная Югославия не выдержала этого экзамена, но в Великобритании, к примеру, англичанам никогда не приходило в голову объявить себя «титульной» нацией. Те, кто это делает сегодня в России, закладывают под нее динамит.
Первичный национализм, как свидетельствуют те же Киреевские или Данилевский, основан на фиктивном понимании истории, но его угар спадает с формированием национального единства. Возвратный национализм российского типа не может не быть деструктивным в полиэтническом обществе, для которого единство сейчас, может быть, даже важнее, чем демократия. У него есть лишь одна функция — провокация. Чем слабее он контролируется, тем маловероятнее британский вариант, тем возможнее югославский.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share