Еще за год до премьеры пятого сезона сериала «Корона» зрители смогли увидеть актрису Элизабет Дебики на фотографиях папарацци. На них актриса одета в ремейк знаменитого «Платья мести» — черного платья от Кристины Стамбольян выше колен с открытыми плечами, что необычно для нарядов членов королевской семьи. Диана надела его в 1994 году — и тогда все поняли это как ответную реакцию на признание принца Чарльза в неверности.
Фотографии Дебики и Дианы заполонили социальные сети, став радостью для комментаторов, взявшихся обсуждать эти образы. Журнал Vogue счел платье «удивительно похожим» на оригинальный дизайн, а журнал People назвал его «сшитым идеально».
В этом заключается секрет того, что люди находят восхитительным — и провокационным — в сериале «Корона». Сюжет сериала проходит по тонкой грани между фактами и вымыслом, дополняя пересказ реальных событий выдуманными диалогами. В этом искусстве важную роль играют костюмы, придавая пышной постановке дополнительную силу достоверности.
Из-за этих размытых границ выход пятого сезона на этой неделе, всего через два месяца после смерти королевы Елизаветы II, вызвал вихрь споров. Дама Джуди Денч написала в письме в «Таймс», что это «несправедливо по отношению к людям и наносит ущерб институту, который они представляют». Лауреат Оскара даже предложила начинать каждый эпизод с дисклеймера, согласно которому персонажи и их действия не имеют отношения к реальным событиям и людям.
Не только сценарий авторства режиссера Питера Моргана варьируется между тем, что произошло на самом деле, и тем, что придумал автор, но и набор костюмов является амальгамой точных копий конкретных вещей, различных стилей и полностью воображаемыми нарядов.
Как говорит художник по костюмам Эми Робертс, те ансамбли, которые сразу же узнаются на экране, играют важную роль в создании правдоподобия. На всех униформах кропотливо размещается каждая медаль. «Это должно быть точно, — говорит Робертс. — Это основа всего произведения». В одной сцене Имельда Стонтон в роли стареющей королевы Елизаветы II произносит известную речь «Ужасный год» (Annus Horribilis). Актриса одета в темно-зеленый костюм, который почти полностью соответствует тому, который носила королева, вплоть до деталей рукавов.
Воссоздать такие костюмы гораздо сложнее, чем кажется. То же «Платье мести» с его приталенным лифом и нежным шифоном, по словам Робертс, было «очень сложным в изготовлении». Пришлось изменить и пропорции, чтобы подогнать его под фигуру Дебики, которая отличается от фигуры Дианы. Кожа актрисы по природе бледнее, чем у принцессы, и, по словам дизайнера причесок и макияжа Кейт Холл, требовалась «трансформация от макушки до пят». Дизайнерам и визажистам «приходилось постоянно прибегать к загару и макияжу, чтобы сделать актрису ближе к той Диане, которую мы помним».
В сериале проходит период с 1950-х годов, когда юная принцесса Елизавета взошла на трон, до 1990-х годов — и то время многие зрители пережили сами. Также как сценарий проходит по грани между воображаемым и реальным, визажисты «Короны» искали точки соприкосновения между актерами и их персонажами. Холл и ее команда, занимавшаяся всеми париками, уделяли особое внимание форме и силуэту каждого персонажа. «Мы работали над тем, чтобы передать и личность актера, иначе получится пародия, — говорит Холл. — Я всегда считаю, что если кто-то похож на себя со спины, то это наша удача».
Далее эстафета передается зрителю. «Я полагаюсь на интеллект и зрелость зрителей, и они сами смогут заполнить пробелы, — говорит Холл. — Чтобы проникнуться драмой, не нужно, чтобы актеру наклеивали нос».
Более 90% костюмов для актеров шьется, но в этом сезоне команда решила походить по винтажным магазинам, особенно в поисках костюмов для Дианы. «Сейчас это стало доступно, и вы можете приобрести безупречные вещи, — говорит помощник художника по костюмам и главный закупщик Сидони Робертс. — Диана — это 1990-е годы, она олицетворение моды тех лет».
Как и в жизни, в сериале Диана — звезда стиля
Стиль принцессы эволюционировал от стоячих воротничков, которые она носила в ранние годы, к элегантным водолазкам с пиджаками и юбочным костюмам. В костюмерном отделе уже легко собирают костюмы в стилях, которым обычно следовала Диана, иногда возвращаясь к ее более яркому стилю 1980-х годов, а затем оптимизируют каждый ансамбль, чтобы сейчас он выглядел чуть менее устаревшим. Красное клетчатое пальто и шляпка с вуалью, которые в фильме можно увидеть на рождественской прогулке королевской семьи, настолько шикарны, что их вполне могла бы носить сегодня Кэтрин, принцесса Уэльская. Во всех сериях также присутствуют любимые вещи Дианы, включая трио свитшотов с лого Гарварда, Virgin Atlantic и Британского фонда легких, которые были воссозданы с разрешения правообладателей.
Большая часть событий истории Дианы в этом сезоне происходит за закрытыми дверями: после разрыва с Чарльзом принцесса удалилась от публичной жизни. В «Короне» ее часто можно видеть в покоях Кенсингтонском дворца, и это порадовало художников по костюмам, дав им возможность проявить немного больше творческой свободы. По словам Сидони Робертс, после того как сериал завоевал доверие зрителей, у ее команды появилось больше простора: «Сначала вы приводите зрителей туда, где они все сами узнают, а затем переносите в другое место». Домашний стиль Дианы в «Короне» выглядит правдоподобно и шикарно — это свободные свитеры толстой вязки, водолазки без рукавов и черные укороченные брюки.
Все вещи даже в самых коротких эпизодах серий внимательно продуманы до деталей. Одно из любимых творений художников по костюмам появляется на экране всего на несколько секунд — это бархатный халат супруги короля Эдуарда VIII Уоллис Симпсон с рисунком в тон обоям. Вдова отрекшегося от престола короля умирает, страдая от артрита и деменции. «Она как будто растворяется в стенах», — говорит Сидони Робертс.
Повествование в этом сезоне переходит к более грустным страницам жизни героев, и соответственно, в гамме костюмов и декораций заметен переход к осенним тонам. «В этих эпизодах присутствует меланхолия, — говорит Эми Робертс. — Вы становитесь старше, ваша семья выросла, ваши ожидания рушатся и рушатся, и это тяжело».
Заключительный эпизод пятого сезона завершается всего за несколько недель до смерти Дианы. Зрители видят принцессу в ее спальне, хаотично собирающую вещи для поездки на отдых на юг Франции. Это воображаемая сцена, но она уходит корнями в реальный мир, и Диана бросает в чемодан купальник светло-бирюзового цвета. Этот купальник известен по одному из последних фото Дианы — папарацци сняли ее на борту яхты в Средиземном море. В таком же светло-бирюзовом купальнике в той же позе Элизабет Дебики выглядит как близнец принцессы — или как Диана, которая воскресла и всегда будет жить.
На фото: Кадр из сериала «Корона»