«Ты же мужик! Будь им!» И потому — «служи по контракту». Именно в такой логике строится рекламный ролик Минобороны России, призывающий мужчин разных профессий в поля сражений (причем, судя по этому короткому киносюжету — туманные). Профессии — фитнес-тренер (унизительно мужчине с такими бицепсами обучать изнеженное городское население физкультуре), охранник (совсем уж нестатусное занятие), таксист (тоже сфера обслуживания всяких уродов, в то время как можно, поменяв сферу деятельности и взяв в руки автомат, стать хозяином положения). Хорошо еще в ролик не вошли ученые и айтишники — что с них взять: одни сидят за передачу секретов Китаю, других остро не хватает в экономике.
«Видный, но грубоватый»
«Мужик» — это такое специальное русское слово, которое наряду с Bistrot, Sputnik, Glasnost, Natasha, вошло в иностранные языки, в частности, французский. Согласно французским толковым словарям le moujik — это просто русский крестьянин. Однако для того чтобы понять, какой семантический коктейль содержится в ролике про мужика, который должен идти воевать, нужен как минимум словарь Даля. И одно из значений прямо противоречит смыслу, вкладываемому государством в это понятие. Мужик, среди прочего — это хлебопашец. Вполне мирная профессия, которая вполне была бы востребована на рынке труда: тот же самый охранник, на котором, что называется, пахать можно, лучше бы пошел обеспечивать народ хлебом, чем разрушать чужую инфраструктуру, утоляя свою неудовлетворенность низким социальным статусом.
вся эта семантическая и эмоциональная палитра, этот месседж в сторону самого примитивного в особи мужского пола должны пополнить не рынок труда и не семью, а окопы
А для этого есть еще одно значение у В.И. Даля: «простолюдин, человек низшего сословия». Опять не совсем то. А вот еще: «Здоровый мужик, дюжий человек, крепкий, видный, но грубоватый». То есть, говоря по-испански, мачо. Это уже ближе к тому месседжу, который посылает Миноброны недоохваченному мобилизацией мужскому населению: «Ты же мачо! Будь им!»
А вот еще: «Человек необразованный, невоспитанный, грубый, неуч, невежа». Не совсем то, но в принципе можно гордиться и этим, если не хочешь прослыть «пропиндосской шушерой», как говорит один генерал. Ну, и наконец, народная мудрость: «Мужик да собака всегда на двор, а баба да кошка завсегда в избе». В качестве двора в случае нашего ролика выступает туманное поле боя.
В общем, вся эта семантическая и эмоциональная палитра, этот месседж в сторону самого примитивного в особи мужского пола должны пополнить не рынок труда и не семью (что способствовало бы часто упоминаемому Путиным солженицынскому «сбережению народа»), а окопы. Несколько непроизводительное использование человеческого капитала, даже в виде охранников, которым, наверное, можно было бы предоставить шанс поработать где-то еще. Но ведь, к слову, это одна из самых популярных профессий в стране — слоняющиеся от скуки по торговому залу и киснущие у телевизоров в своих будках крепкие мужчины разных возрастов вполне сознательно выбирают такую планиду. Не идут же они в развозчики еды или уборщики. По-прежнему этой работой занимаются мигранты, которых государство тоже пытается перебросить в армию любыми возможными путями. Но так работать совсем уж некому будет.
И это все о нем
Сам выбор недостойных мужика профессий многое объясняет в структурных перекосах на рынке труда. И многое говорит об отсутствии стимулов для молодых мужчин получать образование, даже среднее профессиональное, не говоря уже о высшем. Проще сесть за баранку или на продавленный диван в будке с телевизором. По которому показывают поразительные по масштабу достижения России и рассказывают о том, как на нас напали НАТО, Штаты, ЕС и примкнувшие к ним украинские нацисты.
Раз есть мужчины, которых можно заманить в окопы такой рекламой, значит, на рынке труда и в экономике в целом — огромные проблемы
На плакатах, которые висят уже во всех общественных местах, уточняется — причем в пафосной тональности — смысл специальности военного: «Есть такая профессия — родину защищать». Звучит красиво и благородно, особенно если сознательно перепутать нападение и оборону. Но с этим справляется пропаганда: ведь речь идет об «освобождении» местного населения, значит, это парадоксальным образом оборона. За пафосом скрывается совсем не благородное использование молодых людей (они могли бы учиться, работать, строить семью, рожать детей) в качестве живой силы, которая, получив в руки оружие, теряет свою субъектность и самостоятельность. Это ровно то, что отталкивает от призыва и мобилизации тех мужчин, у которых нет комплексов неполноценности и неудовлетворенности работой и качеством жизни.
В ролике есть этакий философский посыл — чуть ли не поиск «дао»: «Кем ты мечтал стать? В чем твоя сила? Какой путь ты хотел выбрать?». Но неужели дороги, которые с конца 1980-х вели к храму (в широком смысле слова), должны теперь вести на поле боя? Неужели миссия мужика — исключительно некрофилическая?
Раз есть мужчины, которых можно заманить в окопы такой рекламой, значит, на рынке труда и в экономике в целом — огромные проблемы. Как и с моралью и мотивацией самого существования — мужчины должны жить за Родину, а не умирать за нее. Тем более когда цели «спецоперации» за более чем год ее проведения так и не стали известны. И это, пожалуй, слабое место ролика: мотивация «Проверь себя» — скорее для похода в тайгу, на байдарках или восхождения на Эверест, но не для «спецоперации». Или эти воображаемые охранник, таксист, фитнес-тренер так и не поняли, что на самом деле происходит в Украине? Что это не тренировочный лагерь и не спортивное состязание…
Кстати, ролик сделан очень профессионально. А не слабо ли его авторам и исполнителям сделать что-то столь же впечатляющее, но рекламирующее другие профессии для русского moujik? Как там у Даля: «пахарь, хлебопашец, семьянин и хозяин». И это тоже все о нем, о мужике. Будь им!
*Андрея Колесникова Минюст России считает «иноагентом».