Ностальгия по прослойке

2010.07.02 |

Цветков Алексей


Обещанное Сколково еще не успело выдать на гора нанотехнологии, а с гуманитарной стороны уже вспыхнула ревность. В статье «Душеведение: духовный локомотив»* * «Ведомости», 15.06.2010. зам. научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов утверждает, что воссоздание корпуса национальной интеллигенции куда важнее «технопарка». Надо, стало быть, финансировать пришедшую в упадок альтернативу. И кому же выпадет эта честь? Давайте спросим у Михаила Ходорковского... Уже больше сотни лет Россия не в состоянии вопреки всей печальной очевидности отказаться от комплимента, который однажды сделала самой себе. Слово «интеллигенция» — латинского корня, но русского происхождения. Содержание этого термина всегда было расплывчатым, но если попытаться реконструировать изначальное, то оно примерно таково: это социальная группа, представители которой занимаются интеллектуальным трудом (сюда относили также земских активистов — учителей, врачей и даже инженеров), имеют выраженную социальную позицию, как правило, влево от официальной, и которым небезразлична судьба угнетенных и обездоленных. В центре внимания этой первоначальной интеллигенции были индивидуальные человеческие судьбы, а не мифический «духовный потенциал» народа или государства. Чехов отправлялся на Сахалин, Толстой раздавал суп голодающим, Короленко возвышал голос против «черной сотни».
 

Никакой нужды в компрадорской 
интеллигенции страна не испытывает, 
несмотря на весь возможный дефицит 
духовности    


 
Российская интеллигенция имела свою специфику, но ничего исключительного в ней не было. Джон Стюарт Милль, идеолог свободы и защитник интересов рабочих в британском парламенте, был, возможно, одним из самых ярких представителей интеллигенции в XIX столетии, во Франции это был Эмиль Золя, да и Маркса с Энгельсом приходится отнести именно к этой группе. Примеры наглядны до сих пор: в отличие от общей массы представителей интеллектуального труда они сегодня именуются «публичными интеллектуалами». В духовном наследии России термин «интеллигенция» — один из самых двусмысленных. После того как первое поколение было сметено революционным вихрем, термин раздвоился: с одной стороны, интеллигентным по сей день именуют человека, который держит нож в правильной руке и не сморкается в скатерть. С другой стороны, Ленин заклеймил интеллигенцию, обозвав гуманитарные предрассудки Короленко жалким мещанством. Сталин впоследствии нашел способ кооптировать отрекшихся от мещанства и присвоил советской интеллигенции роль прослойки — слова «прокладка» тогда еще не знали.
Сегодня любой намек на комплимент в слове «интеллигенция» иссяк, ничего духовно самобытного в нем нет. Никакой нужды в компрадорской интеллигенции страна не испытывает, несмотря на весь возможный дефицит духовности, вид Пастернака и Чуковского в слезах на выступлении Сталина никого не умиляет.
Сколковский проект потерпит крах, потому что нет примера, чтобы науку и технологию двигало государство, результатом этой «наносборки» будет все тот же автомат Калашникова. Технологию продвигает рынок, которому потребности общества известны лучше, чем самому чуткому правительству. Проект «Манхэттен» в этом смысле куда типичнее, чем проект «Аполло».
Что же касается гуманитарного «Сколкова», то такая идея еще нелепее. Наиболее типичный продукт, который производят публичные интеллектуалы, в несвободном обществе именуется крамолой, а в свободном обществе государство от такого финансирования устранено. Главным продуктом классической русской интеллигенции была совесть — можно именовать ее совестью нации, но прежде всего она была личной, человеческой. Свою совесть каждый финансирует сам.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share