Вчера в Каннах показали фильм, после которого можно со спокойной совестью уезжать, хотя до закрытия еще два дня. «Потофе» Чан Ан Хунга, экранизация романа Марселя Руффа 1924 года «Страсть Додена Буффана». В этой виртуозной картине не происходит ровным счетом ничего. Просто Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош два с лишним часа готовят еду, а затем ее дегустируют, рассказывая параллельно байки про Огюста Эскоффье, Антуана Карема или Жана Брилья-Саварена, великих гурманов и поваров прошлого. Время действия 1885, разгар бель эпок, год, в который Сезар Ритц и Эскофье положили начало индустрии люкса, открыв в Монако Гранд Отель.
Я не припомню, кто за всю историю искусств умел портретировать еду в различных ее ипостасях — от свежо и остро благоухающих устриц до слоеного пирога с раковыми шейками — лучше учеников Рубенса, Снейдерса с Йордансом. А вот поди ж ты, Чан Ан Хунгу удалось их превзойти. Не хотелось бы ударяться в пошлость и сравнивать кулинарный процесс с созданием Сикстинской капеллы или Оды к радости, но это именно оно, друзья.
Героя Мажимеля переполняет любовь — он глядит на грушу в вине с той же нежностью, что и на Бинош, принимающую ванну. Мир состоит из даров — пенного моря, цветущего сада, человеческого сердца. И за это миру стоит быть благодарным.
«Потофе» самым ироничным образом рифмуется с другой конкурсной картиной «Клуб Зеро» австрийского режиссера Джессики Хаусснер, посвятившей свой нелепый опус расстройствам пищевого цикла и заставившей персонажей ради сохранения планеты есть в кадре собственную рвоту.
Доден-Мажимель не знает можно ли спасти окружающую среду, но всегда готов выпить за ее здоровье бутылочку Круга 1837 года, а затем сделать предложение Бинош. Брак — это ужин, начинающийся с десерта — шутит Доден, получив от Жюльетт отказ. Каннский фестиваль вопреки данной остроте завершается, как и положено — на сладкое заготовили шедевр. Рубен Эстлунд будет полным идиотом, если не наградит «Потофе» главным призом. В конце концов мы находимся во Франции, где вся жизнь протекает за столом.