#БЛОГИ

Культуролог Сергей Николаевич — о фестивале «Летят журавли» в Каннах 29 сентября

2023.09.25

На следующей неделе в Канне стартует фестиваль «Летят журавли». Название единственного советского фильма, получившего здесь много лет назад «Золотую пальмовую ветвь», отзывается в душе ностальгическим вздохом. Было время, когда нам были рады на набережной Круазетт. Теперь не то...

Но эстонский продюсер Рене Кирспуу — человек смелый и решительный, не склонный отчаиваться. Недавно он перебрался из родного Таллина на Сote d’Azur, чтобы начать новую главу в своей жизни. Для себя Рене постановил, что «журавлиный клин» — отличный имиджевый ход для его большого проекта, который он затеял с главными российскими звездами, которые избрали собственную траекторию полета вдали от российских просторов и берегов. Ставка на громкие имена, на эффектное сочетание арта, гламура и серьезной литературы.

Из Берлина специально прилетит Владимир Сорокин, провидец и визионер. Он не только примет участие вместе с прекрасной Ксенией Раппопорт в чтении собственного рассказа «ХХХ» из недавнего сборника De fiminis, но привезет еще 15 своих портретов Федора Михайловича Достоевского. Напомню тем, кто не в курсе, что по профессии Сорокин художник. Невеселые жизненные обстоятельства заставили его в свое время поступить в Институт нефти и газа. Но по специальности он не работал ни года. Всю жизнь Сорокин занимается книжной графикой, искусно сочетая ее с литературным творчеством и писанием маслом для себя. Над портретами Достоевского он трудился три года, перебрав и перепробовав все возможные стили. Тут и суровый соцреализм, и легкомысленный поп-арт, и смешная карикатура, и даже концептуальный проект, являющий собой белую скатерть — ее, залитую кофе, Федор Михайлович потянул со стола, валясь в эпилептическом припадке в ресторане казино в Висбадене 16 апреля 1871 года. Выставка полотен Владимира Сорокина будет развернута в Театре Александра III 29 сентября.

Не менее интригующей обещает стать премьера пьесы Михаила Дурненкова «Айсберг», где Юлия Ауг сыграет... Аллу Пугачеву. Ее героиня — сумасшедшая, вообразившая себя Пугачевой. От этой мании ее пытаются вылечить в психбольнице, но как можно вылечить от Любви, Веры и Надежды? Все они сошлись для героини Юлии Ауг в имени и в голосе Аллы Борисовны. Горячечный бред периодически прерывается страстными монологами, обращенными к народной артистке СССР: «Во всем, что случилось потом, я обвиняла только ее... Ты могла остановить войну... Ты можешь все! Можешь изменить мир, навести порядок и вернуть справедливость, вернуть детям родителей, сделать так, чтобы никто не страдал! Одной песней, одним словом! Мы все у тебя в руках!» По сюжету реальная Пугачева должна посетить палату с Ауг и сказать (или спеть?) какие-то самые важные, чудодейственные слова. Что будет в реальности, увидят зрители «Айсберга» 28 сентября в Театре им. Александра III.

«Мы дети страшных лет России»... Одни тревожит тень Достоевского, другие взывают к Алле Пугачевой, третьи по привычке припадают к стихам и музыке. На афише фестиваля «Летят журавли» заявлена новая программа Веры Полозковой и Александра Маноцкова «Дополненная реальность». «...улицы родные имени палачей разве не предупреждали вы меня, свет очей, чем кончается имперство и арт-нуво? как не останется сердца ни у кого?» Новые стихи Веры пугают и волнуют. Голос поколения, осмелившегося сказать «нет», умеющего обходиться без точек, восклицательных знаков и заглавных букв. Стихи как телефонограмма. Бегущая строка, где каждая буква пробита навылет. И в унисон с ними музыка Александра Маноцкова, звучащая как скорбная исповедь о том, «что остается твоим, когда теряешь все. О том, чего не отнять у тебя, покуда ты жив». Премьера 29 сентября в 15:00, Театр им Александра III.

И как наглядная иллюстрация того, что «не отнять» — великолепный фотоальбом в честь Маргариты Тереховой, который представит в Канне ее дочь, актриса Анна Терехова. Редкие фото из семейного архива, воскресшие образы, мимолетные улыбки и забытые мгновения, остановленные влюбленным взглядом фотоаппарата, безотлучно следовавшим за Ритой Тереховой практически всю ее жизнь. Ею нельзя было не любоваться, ее нельзя было не любить...

Текст опубликован на facebook-странице автора


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share