С Богом и без

2010.09.17 |

Цветков Алексей

Один из самых влиятельных в англоязычном мире публицистов, Кристофер Хитченс, получил в этом году дурную новость. У него диагностировали рак пищевода с летальным прогнозом. Литературная биография Хитченса насчитывает уже десятки лет, он начинал с крайне левого фланга и какое-то время всерьез считал себя троцкистом. Но он, с давних пор сочувствуя судьбе курдов, поддержал американское вторжение в Ирак, и даже когда расхождения с администрацией Буша по поводу методов ведения войны стали очевидными, не отступился от мнения, что свержение Саддама Хусейна было для иракцев благом. Такая позиция приобрела ему немало врагов слева и друзей справа.
Но в последние годы этот баланс снова сместился, поправ все правила левизны и правизны: за Хитченсом закрепилась всемирная репутация воинствующего безбожника, одного из так называемых «новых атеистов» (в эту группу включают также биолога Ричарда Докинза, философа Даниэля Деннетта и публициста Сэма Харриса), прозванных, с отсылкой к Апокалипсису, «четырьмя всадниками». Блестящий полемический стиль Хитченса обеспечил ему статус звезды, и в диспутах с ним по обе стороны Атлантического океана принимали участие виднейшие богословы и священнослужители различных религий и конфессий.
Несмотря на постигшее его несчастье, Кристофер Хитченс продолжает свою журналистскую деятельность и пока не отменял запланированных на ближайшее время пуб­личных выступлений. Журнал Vanity Fair, постоянным сотрудником которого он является уже много лет, опубликовал его заметки о том, как изменилась его жизнь в последние месяцы в связи с печальным обозначением финишной черты. Кроме того, журнал создал на своем сайте страницу, где каждый желающий может пожелать Хитченсу выздоровления — в конечном счете все мы ходим если не под Богом, то под шансом. Такие же страницы появились и в других периодических изданиях и блогах. Откликнулись тысячи людей, и многие из этих откликов трудно читать без волнения: как правило, их авторы благодарят журналиста за ту поворотную роль, которую он сыграл в их судьбе.


Если мы пытаемся быть порядочными людьми, это приходится делать без потусторонней помощи


Особый интерес, однако, представляют отклики верующих, и в этой среде мнения резко разделились. Большинство, надо признать, желает Хитченсу ремиссии и обещает молиться о его выздоровлении, несмотря на его собственные воззрения на этот предмет. Некоторые видные религиозные деятели, в прошлом участники диспутов с Хитченсом, пишут о том, каким интеллектуальным праздником были для них эти встречи. В блогосфере была поддержана инициатива объявить 20 сентября днем всеобщей «молитвы за Хитченса». Легко угадать реакцию предмета этих молитв: он, конечно, благодарен, но ничуть не верит в их эффективность и справедливо подозревает, что в случае выздоровления заслуга будет приписана тому, в кого он принципиально не верит.
Есть, однако, категория верующих, которые испытывают откровенное ликование по поводу катастрофы, постигшей нелюбимого автора. Не довольствуясь этим, они с наслаждением пускаются в описание негасимого пламени и адских мук, которые вседержитель уготовил больному в вечности. Реакция сама по себе легко предсказуемая, но так и подмывает проверить у этих злопыхателей их собственный пропуск в обитель вечного блаженства.
Никаких глубоких прозрений в этой истории, конечно, нет, она подтверждает то, что все мы понимаем инстинктивно. Претензия религии на исправление нашей нравственности, один из вечных аргументов якобы в ее пользу — фикция. Если мы негодяи, наш атеизм ничего к этому не прибавит, но вера вполне может усугубить. А если мы пытаемся быть порядочными людьми, это всегда приходится делать вручную, без потусторонней помощи.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share