#Без политики

#Суд и тюрьма

Прогулки с чудовищами

2009.06.04 |

Беларева Ривка

Кого можно встретить в парке Бомарцо недалеко от Рима

Парк монстров. Фантазия создателей этого таинственного и эксцентрического «леса чудес» в Бомарцо предвосхитила сюрреалистические образы Сальвадора Дали. Кого можно встретить на неведомых дорожках неподалеку от Рима — узнавал The New Times

Этому парку несколько столетий — он создавался с середины и почти до конца XVI века. Здесь нет ни привычных перспектив классического ренессансного сада, ни заданного маршрута, ни прямых аллей, ни парадной скульптуры, ни изящных беседок и помпезных фонтанов. Бомарцо — это и не парк вовсе, а лес, по тропинкам которого блуждает посетитель. Каменистая долина реки наполнена загадочными гигантскими изваяниями, подстерегающими его на разных этапах пути. Битва великанов, огромная черепаха, вырастающая из земли исполинская голова чудовища с разинутым ртом, грозно накренившийся дом, дракон, ехидна, гарпия, трехглавый Цербер — вся эта череда скульптур рождает ощущение сюрреалистического сна. Неслучайно Бомарцо произвел такое глубокое впечатление на Сальвадора Дали — благодаря ему и возродился в XX веке интерес к заброшенному и забытому в течение столетий урочищу. Его нетрадиционное устройство и скульптурные образы — смесь гротеска, иронии и безумия — не вписывались в парадигму сада как идиллического уголка, в котором природа подчинилась силе искусства. Проще говоря, Бомарцо был чересчур эксцентричным и монструозным, чтобы снискать широкую известность у современников и потомков. Но XX век, а вслед за ним и XXI, с их вниманием к пограничным, патологическим состояниям человеческого духа, преувеличению и искажению пропорций открывают новый, неклассический ренессанс.

Орсини и Роланд

Безумие было одной из основных идей парка, каким его задумал герцог Пьерфранческо Орсини (1528–1585).¹ Герцог посвятил себя военной карьере, воевал, но был при этом ученым-дилетантом и сочинителем, членом кружка почитателей Петрарки, страстным читателем рыцарских романов. Именно они, и в первую очередь поэма Ариосто «Неистовый Роланд», вдохновили герцога на создание Бомарцо. Был и личный мотив, который наложился на литературный фон: парк задумывался и начал строиться как свадебный подарок жене Орсини Джулии Фарнезе (1527–1557). Но она безвременно скончалась, до завершения работ в парке. Поэтому герцог наполнил Бомарцо, или Священную Рощу (Sacro Bosco), как он его называл, образами, связанными со смертью, памятью и царством мертвых. Обращаясь к «Неистовому Роланду», Орсини ассоциировал себя с главным героем поэмы, который потерял рассудок от ревности и любви к своей даме сердца Анжелике. Герцог намеренно разместил парк в лесу, ведь именно с лесом сравнивается в поэме безумие: «Оно словно дремучий лес, / Где хочешь не хочешь, а заблудишься: / Вправо, влево, вперед, назад, / А сбредешь с тропы». В лесу рыцарь Роланд потерял разум: в неистовстве он сбрасывает с себя одежду и доспехи, а повстречавшегося ему лесоруба разрывает на части. Эта сцена борьбы рыцаря с лесорубом встречает посетителя Бомарцо при входе в парк.

Битва гигантов

Колоссальная пятиметровая скульптура изображает Роланда, который разрывает надвое опрокинутого вниз головой противника. Размеры статуи подавляют посетителя, вселяя в него чувство тревоги и страха. И не напрасно. За сражающимися гигантами путника ждет развилка, которая предлагает сложный выбор: иллюзию короткого подъема, после которого можно сбиться с пути, либо длинную, но надежную тропу сквозь череду каменных чудовищ к храму на горе.

Интересно, однако, что некоторые современники Орсини видели в этой скульптуре поединок Геракла с царицей амазонок Ипполитой. Такая версия вполне допустима, поскольку каждая скульптура в Бомарцо была задумана как головоломка, требующая отличной эрудиции, знания античной мифологии, древних авторов и современных поэтов. Причем каждый ребус имел несколько решений, как и сам сад Орсини имел несколько входов и выходов. В зависимости от найденного ключа структура и замысел парка для посетителя менялись. Группа гигантов создавалась как раз в то время, когда у герцога родилась дочь, названная Оронтеей — по имени повелительницы амазонок в поэме Ариосто, что и могло повлиять на идею композиции. Но интереснее всего тот факт, что на использование образа амазонки герцога, возможно, натолкнули еще и сведения современных путешественников об открытии таинственного царства женщинвоительниц в Новом Свете. Человек круга Орсини, для которого создавался парк, мог почувствовать созвучие античной мифологии (подвиги Геракла), современной литературы («Неистовый Роланд») и географических открытий. Он воспринимал свой повседневный и исторический опыт сквозь призму классической мифологии и литературы. Не случайно интеллектуальным увлечением эпохи было придумывание и толкование гербов, эмблем и девизов. Эмблема была загадкой, расшифровав которую с помощью собственной эрудиции, зритель должен был понять, какую абстрактную идею, философский принцип или моральное качество скрывает в себе изображение. С одной из знаменитых ренессансных эмблем посетитель Бомарцо сталкивается, продолжая прогулку.

Черепаха

В гигантской каменной черепахе, на которой возвышается крылатая женская фигура, посетитель должен был узнать эмблему славы или фортуны. Девизом, сопровождавшим ее, служило знаменитое латинское изречение: Festina lente — «Спеши медленно». В соответствии с этой сентенцией образ быстротечной славы, изменчивой фортуны соединял несоединимое — медлительность черепахи со стремительностью полета. Каменная черепаха в Бомарцо была для путника еще одним предупреждающим знаком: он должен быть бдительным и осторожным, поскольку сад таит в себе множество обманчивых троп и опасностей.

Маска безумия

Далее посетитель сталкивается с гротом — ужасной головой, «проглатывающей» входящего. Это так называемая маска безумия, аллегория душевных страданий, постигших рыцаря Роланда. Увенчав ее своим гербом, Орсини создал игровую и даже ироническую ситуацию: он сам незримо присутствует в парке и намекает посетителю на то, что все эти причудливые образы — плод его воображения.

Адская пасть

Следующим гротом-испытанием становится для путника орк — чудовищное римское божество смерти. Надпись над входом обыгрывает Дантовы строки из «Божественной комедии», встречавшие грешников на пороге ада: «Входящие, оставьте упованья». В Бомарцо «упованья» заменены на «раздумья», поскольку, войдя в адскую пасть, гости Орсини оказывались участниками легкомысленного застолья: язык чудовища служил столом, а зубы — скамьями. Для выходящих наружу ситуация меняется на противоположную: пространство грота организовано таким образом, что голоса пирующих звучат гулким эхом и напоминают стоны грешников.

Падающий дом

Метаморфозы пространства доведены до совершенства в так называемом падающем доме. Чтобы перейти от нижних уровней парка к верхним террасам, нужно пройти сквозь небольшую постройку, грозящую вот-вот обрушиться. Накренившийся дом создает внутри поразительную перспективу. В одном из окон открывается вид на участок парка, символизирующий царство Венеры и земной любви. Но благодаря конструкции дома все скульптуры там кажутся искаженными, земной мир — пошатнувшимся. В другом же окне видно только небо. То, что представлялось изящным и стабильным, показано неустойчивым и зыбким: безумие любви противопоставлено божественному совершенству.

Орсини любил сравнивать свой парк с владениями Атланта, мага и чернокнижника из поэмы Ариосто. И действительно, привычный мир подвергается в Бомарцо бесконечным изменениям, мутациям, наполняется невиданными существами и чудовищами. Порождения фантазии начинают жить собственной жизнью, превращаясь в монстров. Граница между воображением и реальностью, сном и явью стирается, и законом парка становится безумие.

_______________

1 Замысел принца воплощали известные архитекторы того времени — Дж. Бароцци и П. Лигорио. Последний знаменит тем, что заканчивал собор Святого Петра после смерти Микеланджело.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share