Небольшие фестивали ценны тем, что собирают фильмы, которые в обычном прокате не увидишь. Нынешний октябрь на редкость богат. Месяц начался с «Осенней эйфории» в «Ролане» — программы, составленной кинокритиком Андреем Плаховым. В кинотеатре «Горизонт» проходит уже ставший традиционным AmFest — фестиваль американского кино, там демонстрируются фильмы, часть которых никогда у нас не выйдет ни в прокат, ни на DVD. В конце октября начнется фестиваль артхаусного кино «Два в одном». Всего за месяц на фестивальных площадках москвичи смогут посмотреть 120 картин.
«Воодушевление». Режиссеры Галина Мызникова и Сергей Проворов
«2morrow/Завтра», стартующий 14 октября, — самый крупный в России фестиваль такого рода, он создавался как альтернатива ММКФ и дает возможность ценителям кино как искусства увидеть то новое, что появляется в «кинолабораториях» мира. В жюри фестиваля на этот раз — американец Ли Дэниэлс, который снял получивший двух «Оскаров» фильм «Сокровище», украинский режиссер Сергей Лозница, картина которого «Счастье мое», снятая в России, в прокат здесь не вышла, Михаил Кричман — оператор Андрея Звягинцева («Возвращение») и Алексея Федорченко («Овсянки»), Марк Адамс, ведущий кинокритик британского издания Screen Daily, и Брюс Ла Брюс, канадский режиссер, сценарист, снимающий очень рискованное кино с элементами порнографии.
Программа «Завтра» очень насыщенна — за четыре дня будет показано 43 фильма. В этом году фестиваль посвящен Шарунасу Бартасу, которого у нас практически не знают, а между тем, по мнению программного директора фестиваля Антона Мазурова, это «второй по значимости после Андрея Тарковского выпускник ВГИКа». Впервые в Москве будет показана ретроспектива его фильмов. В конкурсной программе сделан акцент на авторском кино, которое создано на небольшом, иногда просто символическом бюджете. На примере этих фильмов устроители фестиваля хотят показать, что хорошее кино можно снимать и за сравнительно малые деньги.
«Искушение святого Тони». Режиссер Вейко Ыунпуу
Надо оговориться, что представление о «малых» деньгах в разных странах разное. В Америке скромный бюджет — это $5–10 млн, во Франции, которая считается раем для кинематографистов, это €2 млн, российский малобюджетный фильм сегодня — около миллиона долларов. Но применительно к 2morrow можно говорить о еще более скромных бюджетах: в программе есть фильмы, снятые и за $50 тыс. Ни один конкурсный фильм — их десять — не стоил больше миллиона долларов.
«Честную бедность» уравновешивают внеконкурсные программы, рассчитанные прежде всего на молодых. В программе «DOC — открытия современной артбогемы» и «Музыка.DOC» фестиваль представляет яркие личности, тех людей, которые определяют современное искусство на своей художественной «территории». Для киноманов составлена программа «Турбулентность», в рамках которой будет показан самый скандальный фильм этого года — «Зомби из Лос-Анджелеса» режиссера Брюса Ла Брюса. Этот режиссер делает авторское кино в стиле документализированной гей-треш эстетики. Самая известная его картина — «Малиновый рейх», призер андеграундного фестиваля в Мельбурне. На вопрос The New Times, не слишком ли перенасыщен московский октябрь артхаусным и «неформатным» кино, Антон Мазуров ответил, что такая концентрированность, конечно, бросается в глаза, но это на фоне общего «бесфестивалья» в России: «Уже даже в Петербурге — полтора фестиваля. Отдельные смотры есть в регионах, и часто они существуют как независимая инициатива. Фестивали же с господдержкой, как правило, отличаются непонятным выбором фильмов. Фестивалей «без точки смысла», подобных «Лучезарному ангелу», проходящему под патронатом жены президента Светланы Медведевой, довольно много по России. Тем не менее это тоже возможность посмотреть некое «другое» кино. При этом выстроенной фестивальной системы в России нет».
«Ловушка для крабов». Режиссер Оскар Руис Навиа
Куратор «Завтра» этого года Сергей Бодров, составивший собственную программу фестиваля из нескольких фильмов, которые повлияли на него лично и на его творчество (такая возможность предоставляется куратору), сказал The New Times, что рассчитывает на отклик продвинутого зрителя. Режиссер уверен: «В Москве он есть».
Фестиваль «2morrow/Завтра» проводится в Москве с 2007 года. Первые два года его возглавлял Иван Дыховичный. В рамках фестиваля в Россию впервые привезли свои фильмы Мишель Гондри, Лео Каракс, Чун Хобон. Именно на «Завтра» впервые были показаны картины «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Интервью» Стива Бушеми, «Однажды» Джона Карни, «Я убил свою маму» Ксавье Долана, «Класс» Лорана Канте и др. Своей задачей фестиваль считает поддержку и продвижение новых направлений в кинематографе, знакомство российского зрителя с «мировым контекстом авторского кино». После смерти Ивана Дыховичного было решено, что у фестиваля не будет нового председателя, но каждый год будет новый куратор.