#Кино

#Культура

Сам себе прокатчик

2010.10.29 |

Юрий Гладильщиков

Режиссер Руминов показывает кино без посредников
50-1a.jpg
Образ мятущегося главного героя (Михаил Крылов) использован в афише «Двух часов»

Кино из-за угла.
Фильм Павла Руминова «Два часа», впервые показанный в Москве в рамках фестиваля современного кино для избранных «2 in 1», доказывает, что кинематограф XXI века стал принципиально другим. Произошла радикальная кинореволюция. В чем ее суть — проанализировал The New Times


Не будем идеализировать Руминова. Этот 35-летний режиссер — во всех смыслах странный. Он маргинал — уже потому, что работает на грани кинематографа и видеоарта, аудитории которых почти не соприкасаются. Это создает сложности для элементарного продвижения фильма в прокат. В то же время вокруг Руминова всегда много пиара, что, например, настроило кинокритику против его наиболее известного и коммерчески успешного проекта — артистического ужастика «Мертвые дочери» (хотя некоторым, включая кинообозревателя The New Times, фильм нравится). Но оставим это за скобками. Важнее другое: именно Руминов своими «Двумя часами» убеждает в том, что кино может теперь и делаться, и функционировать иначе, чем прежде. Что оно обретает иной социальный статус. Кино вскоре станет искусством истинно «для всех».

Снимай, когда сможешь

«Два часа» — выверенный психологический фильм, даром что снят всего за два дня, причем без сценария: актеры импровизировали в рамках поставленной задачи. Классическая завязка: съезжаются гости. Съезжаются они на новоселье, открывают бутылки вина и трендят: вспоминают студенческие взаимоотношения, обсуждают семейные проблемы хозяйки с опаздывающим мужем — актером-неудачником.

Появившийся муж ведет себя слишком экстравагантно. На встречу друзей приводит незнакомцев: комика-импровизатора, встреченного в подземном переходе, актрису из своего театра, которую режиссер лишил главной роли, и даже некую юную певицу, которая, оказывается, его любовница. Все линии фильма объединит в себе неожиданная развязка.

Актеры на экране правдивы и естественны, словно и не ведают о тех трех камерах, которые фиксировали каждое их слово и движение. Более всего фильм Руминова напоминает ленты датской «Догмы», но в нем есть вкрапления видов живой природы, словно бы заимствованных из печального Сокурова.

На том мы простимся с сутью фильма, потому что эта картина нам интереснее как культурный феномен. Во-первых, у нее нет тит­ров (не указаны ни студия-производитель, ни режиссер, ни актеры, хотя среди них есть весьма известные, в том числе актриса и перформер Елена Морозова), во-вторых, фильм вообще не был предназначен для каких-либо кинотеатральных показов. Оказывается, он снят еще года три назад, а в 2010-м был выложен в интернете, на профессиональном ресурсе Vimeo — и именно там постепенно обретает свою, в том числе интернациональную аудиторию. 
  

Two Hours (A Christmas Story) from Pavel Ruminov on Vimeo.


Долой продюсеров и студии

Хотел того Руминов или нет (скорее, наверное, хотел: он парень, судя по его высказываниям, насмотренный), но он осуществил проект «Догмы» в идеальном, не осуществленном самой «Догмой» варианте. Ларс фон Триер и его товарищи, когда затевали во второй половине 90-х проект «Догмы» с целью сотворить кинореволюцию и создать новое сверхчестное кино, изначально тоже собирались творить анонимные фильмы. Верили, что не станут обозначать, кто именно какой фильм снял. Но сломались: авторские амбиции победили первоначальное намерение. «Торжество» («Догма» № 1) вышло как фильм Томаса Винтерберга. «Идиоты» («Догма» № 2) были разрекламированы как фильм Ларса фон Триера.

Но в случае с «Двумя часами» Руминова есть и кое-что поважнее.

Кино отличалось от литературы тем, что создавать его невозможно без материальной поддержки и, соответственно, материальной зависимости со стороны. Со стороны студий. Продюсеров. Меценатов. Государства. Ты можешь сесть и написать роман, не требуя ни от кого ничего, перебиваясь с хлеба на воду. Этот свой роман ты можешь положить в стол, надеясь на будущее признание. Но кино нельзя было делать в стол. Даже короткометражный фильм требовал затрат — и, соответственно, спонсора. Надо ведь было арендовать дорогостоящую кинокамеру. Режиссеры были зависимы от студий и продюсеров.

В 2000-м английский режиссер Бернард Роуз, обожатель Толстого, сделавший до того странноватую, не принятую многими, но любопытную по концепции (прежде всего концепции России) «Анну Каренину», вышел на мировые фестивали с авангардной киноверсией толстовской «Смерти Ивана Ильича» и громким манифестом, что режиссеры больше не зависят от продюсеров и студий. Именно тогда появились первые цифровые камеры, позволявшие снимать полноценное кино, которые можно было купить по божеской цене (пленочные камеры, на которые обычно снимается кино, стоят немыслимо), и Роуз заявил: плюйте на студии и продюсеров, снимайте что хотите, денег больше не требуется!

Но только теперь Руминов стал первым, по крайней мере у нас, кто провел этот лозунг в жизнь (кстати, о Роузе, как выяснилось, Руминов знает). Он заявляет, что жизнь коротка, что он не хочет ждать, когда его фильм получит реальное финансирование — готов снимать не фильм, а этакий эскиз фильма («Два часа», о которых мы говорим, он тоже относит к эскизу). Он не жаждет проката — сам распространяет свою картину, выкладывая ее в сеть.

Это очень здравый ход. Ход для кино будущего. Не для тех, понятно, кто на кино наваривает бабки. Не для Михалкова. Но мы вполне можем получить ситуацию, когда именно Руминов окажется в выигрыше.

Кино начнет рождаться — и прокатываться — на улицах и в частных домах. Кино станет уделом всех — благо, и мобильники обретают все большее разрешение. Это и есть кино будущего. Да, девяносто девять и девять десятых процента таких фильмов окажутся в итоге мусором. Зато истинные таланты, такие как Руминов, обретут подлинную кинонезависимость.

  50-2a.jpg
Павел Руминов (справа) родился в 1974 году во Владивос­токе. Основные фильмы: 2004 — Deadline 2004 — «Человек, который молчал» 2007 — «Мертвые дочери» 2008 — «Обстоятельства». Плюс огромный цикл короткометражек под общей рубрикой Naked Cinema, который можно найти на www. vimeo.com «Два часа» признаны кинотеатральным фестивалем «Текстура» в Перми (сентябрь 2010 года) «Российским фильмом СегоДня» (такова официальная формулировка).


«Два часа» признаны кинотеатральным фестивалем «Текстура» в Перми (сентябрь 2010 года) «Российским фильмом СегоДня» (такова официальная формулировка).
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share