Молодеть — неприлично. The New Times продолжает рассказывать о фильмах-номинантах на «Оскар». 5 февраля в российский прокат выходит новая картина Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона». Экранизация одноименного рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда стала одной из самых ожидаемых премьер прошлого года и сейчас лидирует по числу номинаций на «Оскар». Картина претендует на 13 золотых статуэток
В последний день Первой мировой войны в семействе Баттонов родился ребенок со стариковским лицом и скрученными артритом пальчиками. Через несколько минут мама малыша умерла, а обезумевший от горя и ужаса отец хотел было утопить уродца, но ограничился тем, что положил сверток у дверей дома престарелых.
Младенца обнаружила сердобольная нянечка Квинни и, объявив своим племянником, оставила в богадельне. Мальчика назвали Бенджамин. Доктора удивлялись тому, что по степени изношенности организма новорожденный больше смахивает на древнего старика, и предупреждали, что долго он не протянет. Но малыш выжил.
Через некоторое время прикованный к инвалидной коляске старик Бенджамин вдруг обнаружил, что волосы у него стали гуще, зубы крепче, а слух и зрение острее. Потом он научился ходить и держать прямо спину. А однажды в богадельню, чтобы навестить бабушку, заглянула 6-летняя Дэйзи, и Бенджамин не смог оторвать от нее глаз.
$150-миллионный артхаус
Экранизировать «Загадочную (в оригинале — забавную) историю Бенджамина Баттона» голливудские режиссеры собирались давно. В 1998 году Рон Ховард даже утвердил на главную роль Джона Траволту, но проект не состоялся. Чтобы плод фицджеральдовской фантазии не выглядел на экране примитивно, нужны деньги и технологии. В распоряжении Ховарда не было ни того ни другого.
Два года назад, когда мир и вместе с ним Голливуд переживали экономический бум, уже другому режиссеру — Дэвиду Финчеру, автору «Бойцовского клуба», «Семи» и «Зодиака», — удалось раздобыть на картину $150 млн. Неслыханная роскошь для фильма, который изначально не мог претендовать на статус блокбастера.
В ближайшую пару лет, пока не пройдет кризис, подобных проектов ждать не стоит. Так что не упустите возможность посмотреть «Бенджамина Баттона» на большом экране. Тем более что это необыкновенно увлекательно — наблюдать за тем, как древний старец на ваших глазах превращается в престарелого, потом зрелого, цветущего, молодого мужчину, и наконец, в юношу, подростка и ребенка. И все это на фоне бурного XX века с его двумя мировыми войнами, освоением космоса и прочими победами и катаклизмами.
Один рекорд побит
В картине Финчера главного героя играют семь актеров разного возраста: от младенца до старика, но на «Оскар» за лучшую мужскую роль номинируется только Брэд Питт. Хитрость в том, что муж Анджелины Джоли сыграл Баттона на протяжении всех восьмидесяти лет жизни, а затем черты его лица с помощью компьютерной графики придали всем остальным исполнителям главной роли. Представляете себе объем работы?
«Бенджамин Баттон» не зря номинируется на «Оскар» в куче технических категорий — звук, грим, костюмы, декорации, спецэффекты… По трудоемкости лента Финчера вполне может состязаться с «Властелином колец». Кстати, последняя часть трилогии — «Возвращение короля» — номинировалась на «Оскар» в 11 категориях, а «Баттон» — в 13, что тоже рекорд. Хотя, конечно, все будет зависеть от того, сколько статуэток он в результате получит. Фильм Питера Джексона завоевал все 11.
Причем тогда, весной 2004 года, никто не сомневался, что «Оскар» за лучший фильм достанется «Возвращению короля». «Бенджамин Баттон» такой уверенности не внушает. Во второстепенных номинациях победит наверняка, а вот в главной...
Трагедия из анекдота
Написанный в 1920 году рассказ Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — это, строго говоря, анекдот о том, как обидно быть черным котом. Вернее, как обидно прожить жизнь наоборот, от старости к молодости. Бенджамину Баттону не повезло: родня его стеснялась, чужие люди не понимали, стареющая жена ненавидела, и все сходились в одном: это неприлично — молодеть.
Осуждение окружающих Дэвид Финчер убрал, сегодня оно смотрелось бы как неполиткорректное. Зато режиссер постарался добавить судьбе Баттона эпохальности и трагизма. Так, на заднем плане появился XX век (в 20-страничном рассказе описанию эпохи места, естественно, не нашлось), невольным виновником всей истории оказался часовщик, который в память о погибшем сыне смастерил часы, отсчитывающие время назад, а главным событием в жизни главного героя стала любовь к Дэйзи (Кейт Бланшетт). Взаимная, но по большей части несчастная, потому что сначала он был для нее слишком стар, потом чересчур молод.
Жалость к экспонату
Все это очень напоминает фильм «Форрест Гамп»: необычный герой, трагическая любовь, бурлящая эпоха. Кстати, сценарии обоих фильмов писал один и тот же человек — Эрик Рот. Но в отличие от героя Тома Хэнкса, который вызывал в зрителях жалость, улыбку, нежность, слезы, герой Брэда Питта вызывает лишь изумление. Будто перед вами не живой человек, а музейный экспонат невероятно тонкой работы. Даже если он сломается, вы вздохнете, но вряд ли будете плакать.
Сочувствия во всей этой истории заслуживает лишь героиня Кейт Бланшетт — балерина, которая из-за аварии не может танцевать, женщина, которая страдает из-за каждой новой морщинки, тем более что ее любимый с каждым днем выглядит все свежее.
А Баттон... Что Баттон? Герой анекдота, рассказанного за кружкой пива. Парень прожил занятную жизнь, начав ее беспомощным стариком и завершив агукающим младенцем. Пеленки в начале, пеленки в конце. Если стрелка движется по кругу, то нет разницы, вперед она идет или назад.