#Книги

#Культура

Это вам не фикция

2010.12.03 |

Александр Шаталов

Что показала ярмарка интеллектуальной книги
49-1.jpg
Сергей Пархоменко — «в шоколаде»: он презентует новый журнал — кулинарный

Это вам не фикция. 12-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction показала, что спрос на качественную литературу по-прежнему высок. Но концепция ярмарки постепенно размывается. The New Times разглядывал стенды и книжные прилавки

Очередь, которая выстраивается еще на улице, чтобы попасть в здание ЦДХ на non/fiction, — показатель того, что Москва все еще читающий город. Люди хотят попасть сюда не только потому, что мечтают купить нужную книгу подешевле (скидки здесь ощутимые), но и для того, чтобы а) найти саму эту нужную книгу и б) отыскать что-нибудь неожиданное. Еще non/fiction — возможность пообщаться с писателями «в своем кругу» и познакомиться с новыми издательскими проектами. В этом году на ярмарке было представлено 300 издательств из 19 стран. Каждое предлагало встретиться со своими авторами, которые принимали участие в бесчисленном количестве круглых столов, дискуссий, обсуждений и презентаций, а то и просто сидели у стендов и надписывали свои книги. Надо сказать, многие посетители ценят ярмарку именно за возможность (или хотя бы ее иллюзию) включиться в литературно-книжную атмосферу в ее веселом, небудничном варианте.

49-2.jpg
На non/fiction есть что почитать и взрослым, и детям

При этом формат ярмарки с годами трансформировался — организаторы ушли от идеи интеллектуального пространства. Сегодня здесь торгуют не только «умными» книжками, но и детективами, показывают кино и готовят плов. Правда, на этот раз, видимо, в связи с наступившими холодами на non/fiction пахло не привычным пловом, а шоколадом. Согласитесь, это более литературно. Учили готовить шоколад вполне интеллектуальные люди, которые ранее представляли в этом же пространстве актуальные книжки — главный редактор издательства «Вокруг света» Сергей Пархоменко и ресторанный критик Светлана Кесоян. Они презентовали здесь свой новый продукт — журнал о кулинарии «Первое, второе, третье». Было любопытно наблюдать, как приглашенные сюда же повара студии «Тяп-Ляп» обучали малышей лепить из марципана игрушечные фигурки и печь имбирное печенье. (Очень хочется съязвить и отметить, что в отличие от этих профессионалов, расположившихся на антресольном этаже ЦДХ, ко многим издателям, выставившим свои книги выше, гордое словосочетание «тяп-ляп» относится напрямую. Многие книги выпущены небрежно и некрасиво.)

Пропавшая классика

Когда задумывали ярмарку non/fiction, экспертный совет полагал, что в центре Москвы должно быть место, куда раз в год могут приходить любители хорошей книги. Чтобы был некий противовес массовой продукции, которая преобладает на других выставках. Отсюда подзаголовок — ярмарка интеллектуальной литературы. Да и название non/fiction, предложенное директором издательства Ad Marginem Александром Ивановым, подразумевало новое содержание. non/fiction — это не только определение документальной, учебной и познавательной литературы, но и знак, отделяющий хорошую литературу от ширпотреба. На ярмарке делался акцент на маленькие независимые издательства, которые во всем мире, в том числе и в России, призваны выпускать экспериментальную, провокативную и философскую литературу. Однако со временем крупные издательства, которым в самом начале вообще не разрешали участвовать в проекте, заняли большую часть выставочного пространства и, как лиса в сказке про лубяную и ледяную избушку, вытеснили из него некоммерческие издательства. В том числе с помощью простого и эффективного рычага. Издательский дом «Классика-XXI», вынужденно отказавшийся от участия в ярмарке, сформулировал проблему так: «Запредельные арендные ставки, установленные организатором ярмарки компанией «Экспо-парк Выставочные проекты», которую возглавляет председатель Комитета по культуре Общественной палаты РФ В.В. Бычков* * Директор ООО «Выставочное объединение «ЦДХ», председатель Комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры. , практически сводят на нет экономическую целесообразность участия в ней небольших издательств». И действительно: аренда стенда в этом году обошлась издательствам в €2 200, не говоря уже о всех сопутствующих расходах.

49-3.jpg
Главное, чтобы среди книг не было мусора

Малая энциклопедия


К новой аудитории, безусловно, обращена книжка «Философия в будуаре», куда вошли интервью о шоу-бизнесе и политике, сделанные «светскими журналистками» Ксенией Соколовой и Ксенией Собчак. Среди героев — Кадыров, Батурин, Митрофанов… Ксения Собчак снялась для обложки сборника в массивных «интеллектуальных» очках. Главный редактор GQ Николай Усков презентовал свою книгу «Семь ангелов» — детектив из жизни светского общества. Предыдущий его детектив «Зимняя коллекция смерти», написанный от первого лица, рассказывал о жизни сексуальных меньшинств в отечественной модной индустрии. Автор проводил довольно смелые параллели между своей работой и маргинализацией современного общества. Это была, по словам Николая Ускова, первая книга в серии «Энциклопедия новейшей русской жизни», в которой планировались и другие luxury-детективы. Татьяна Толстая делилась с читателями «уроками злословия» (название встречи).

Влюбленные в Россию

Изюминкой в этом году стали французские писатели. Именно они отвечали за интеллектуальную составляющую ярмарки, поддерживая тем самым ее название. Делегация была многочисленной: философы, антропологи, психоаналитики, социологи, палеонтологи, критики… та самая элита, которую во Франции принято называть «интеллектуалами». Среди гостей были Доминик Фернандез, академик, лауреат Гонкуровской премии, автор нескольких романов на русскую тему — о Гоголе, Чайковском, Эйзенштейне, написавший также «Словарь влюбленного в Россию». На этот раз он представлял серию фотографий о России, сделанных его другом Ферранте Ферранти. Пьер Ариззоли-Клементел, генеральный директор Версаля, представил роскошный альбом, посвященный Версалю и его собранию и только что выпущенный на русском языке. И была замечательная Юлия Кристева, психоаналитик, лингвист, филолог, ученица Ролана Барта и пропагандистка Бахтина, чей роман «Смерть в Византии» был переведен на русский язык три года назад. На ярмарке она выступила с тезисами «Как мыслить свободу сегодня».

Вокруг книг

non/fiction славится и тем, что здесь вручают многочисленные литературные премии. Например, Ирина Прохорова, директор издательства «Новое литературное обозрение», объявляла лауреатов придуманной ею премии НОС, основанной благотворительным фондом Михаила Прохорова для выявления «новых трендов в современной художественной словесности». Как милая перекличка с этой церемонией, на соседнем стенде издательства «Эксмо» презентовалась только что вышедшая книга о ее брате, президенте группы «ОНЭКСИМ» Михаиле Прохорове. «Прохоров трепетно относится к друзьям и близким, не боится возраста и драки, без стеснения говорит о сексе и в 45 лет остается самым богатым женихом России», — написано в аннотации.
49-4.jpg

 Ярмарка — и для книгопродавцов праздник


Десять лет отметило на ярмарке издательство «Время», славное изданиями Солженицына и Жванецкого. Состоялся круглый стол, посвященный творчеству Василия Аксенова в связи с выходом его последней книги. Вдова Ролана Быкова актриса Елена Санаева представляла его сборник стихов и дневниковые записи «Я побит — начну сначала!», была презентована и посмертная книга журналиста Петра Вайля… И тут же — кулинарное шоу: два французских шеф-повара соревновались друг с другом, рекламируя новый кулинарный журнал «гастрономических путешествий и кулинарных приключений». А издательство «Эксмо» зазывало на театральную постановку и чашечку кофе, а если и этого мало — выставка виниловых пластинок…

Молоко или пиво?

non/fiction — любимая ярмарка читающих москвичей, и она по мере сил выполняет свою функцию — пропагандирует книгу. Но переходя от одного книжного стенда к другому, невольно отмечаешь, как сложная литература все больше вытесняется массовой. Еще заметнее этот процесс в обычных книжных магазинах, где даже издания классики часто подаются как продолжение телевидения. Директор известного в Москве книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов рассказал про сценку, которую увидел в одном крупном магазине: два подростка разглядывали издание «Идиота», на обложке которого изображена сцена из телефильма, снятого по мотивам романа, и один говорил другому: смотри, фильм только вышел, а они уже книгу напечатали. «Если людям не давать молоко, а поить только пивом и водой, у них исчезает фермент, который расщепляет молочный белок, они не могут уже потреблять молоко», — говорит Борис Куприянов. С книгами — та же история.




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share